СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 29.04.2017

Не думай о пит-байках свысока

Автор: Иван Ксенофонтов
27.08.2012
Источник: Журнал МОТО
Не думай о пит-байках свысока Версия для печати

Маленькие мотоциклы для большого удовольствия – так в двух словах можно описать аппараты класса Pit-bike. Выбор их на рынке России стремительно растёт, при этом запутанность обозначений и малоизвестность брендов ставит покупателей в тупик. Попробуем разложить всё по полочкам…

НЕДОСЯГАЕМАЯ ФИРМА

Позволю вначале пару слов истории, ибо она коротка. Всё началось в самом конце 1990-х в Америке в Южной Калифорнии, Затем пит-байки стали быстро набирать популярность в других частях США и по всему миру. Так исторически сложилось, что под пит-байками понимают не любой маленький кроссовый мотоцикл, а аппарат с 4-тактным «горизонтальным» двигателем, по типу хондовского «каба». Собственно, Honda ХR50 (позже CRF50F, CRF70F) явилась эталонным «питом» и отправной точкой эволюции этого класса. Сначала другие члены «Великолепной четвёрки» подхватили почин – появились Kawasaki KLX110, Suzuki DR-Z70, Yamaha TT-R50E, Yamaha TT-R110E. «Подлил масла в огонь» бывший мотокроссовый чемпион Гай Купер – в 2003 году его компания Xtreme Motor Corp. стала апгрейдить фирменные аппараты китайскими комплектующими, а позже ввозить уже доведённые клоны. Зародились и другие американские компании, например небольшая фирма из штата Юта по импорту из Китая минибайков USA Motortoys начала в 2004 их году продажу под собственным брендом Pitster Pro. Сегодня этот бренд хорошо «раскручен» и присутствует на нашем рынке.
Недосягаемы изделия традиционных мотопроизводителей прежде всего по цене – официальные дилеры не везут такую технику. Её можно в лучшем случае получить под заказ. Достоинства, помимо бренда – долговечность и качество, но, к сожалению, это не заменяет рабочие характеристики. Если иметь целью спорт, то с такими мотоциклами надо ещё работать и работать…

Honda CRF50F. Вот он – оригинал, маленький потомок родоначальника класса. 3-ступенчатая КПП сочетается с автоматическим сцеплением. Имеется электростартер, установлена перевёрнутая вилка. Судя по ценнику, вряд ли изготавливается в Японии.
Длина / база 1302 / 911 мм; сухая масса 50,0 кг; кубатура 49 см3; мощность 3,0/8500 л.с.; шины 2,50-10 / 2,50-10; тормоза барабанный / барабанный; цена 41 000 руб.
Honda CRF70F. Версия для более старших гонщиков, при этом уступает «младшей» модели CRF50F комплектацией – установлена вилка обычного вида.
Длина / база 1537/1067 мм; сухая масса 58,1 кг; кубатура 72 см3; мощность 5,0/8000 л.с.; шины 2,50-14 / 3,00-12; тормоза барабанный / барабанный; цена 55 000 руб.
Kawasaki KLX110. Наиболее заряженный в штатном исполнении из фирменных пит-байков, чаще всего служит в США отправной точкой для тюнинга. Обидно, что применена, с оглядкой на конкурентов, 3-ступенчатая КПП.
Длина / база 1560 / 1075 мм; сухая масса 68,0 кг; кубатура 111 см3; мощность 7,3/7500 л.с.; шины 2,50-14 / 3,00-12; тормоза барабанный / барабанный; цена 120 000 руб.
Suzuki DR-Z70. Попытка компании войти в класс пит-байков. Модель несколько лет не выпускается, видимо распродаются остатки.
Длина / база 1320 / 935 мм; сухая масса 53,0 кг; кубатура 67 см3; мощность 4,8/7000 л.с.; шины 2,50-10 / 2,50-10; тормоза барабанный / барабанный; цена 79 000 руб.
Yamaha TT-R50E. Хотя аппарат построен с оглядкой на хондовскую модель CRF50F, это полностью другая машина. Хотя трансмиссии такая же 3-ступенчатая коробка передач и сцепление-автомат.
Длина / база 1306/1925 мм; сухая масса 56,7 кг; кубатура 49 см3; мощность 3,2/8500 л.с.; шины 2,50-10 / 2,50-10; тормоза барабанный / барабанный; цена 42 000 руб.
Yamaha TT-R110E. Единственный из пит-байков японской «четвёрки» с 4-ступенчатой КПП. Да и сам двигатель здесь иной конструкции, чем на «полтиннике». Не следует обольщаться низкой ценой – байк надо ещё поискать, официальный дилер его не ввозит.
Длина / база 1565 / 1080 мм; сухая масса 68,9 кг; кубатура 110 см3; мощность 7,1/7500 л.с.; шины 2,50-14 / 3,00-12; тормоза барабанный / барабанный; цена 41 000 руб.
Polini XP4 Street. Единственный пит-байк европейского производства, сертифицирован для дорог. Купить его в России непросто – европейский уровень цен остужает горячие головы дилеров. С помощью тюнинг-компонентов, выпускаемых Polini, а также японской Takegawa (в том числе 4-клапанной головкой) мощность доводится до 15 сил.
Длина / база 1577 / 1145 мм; сухая масса 68,5 кг; кубатура 120,7 см3; мощность 10,7/8000 л.с.; шины 3,50-10 / 3,50-10; тормоза дисковый / дисковый; цена 100 000 руб.

ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ: ВЫШЕ, БОЛЬШЕ, СИЛЬНЕЙ

Поднебесным мотоциклостроителям можно поставить памятник только за то, что они не стали слепо клонировать фирменную и довольно примитивную конструкцию Honda ХR50 (CRF50F), а влили «свежую кровь». Фактически, они дали толчок эволюции детских пит-байков во вполне боевые «взрослые» аппараты для развлечений и полноценного спорта. Так, если первые «питы» (да и современные Honda CRF50F и Yamaha TT-R50E) имеют короткую раму, 10-дюймоые колёса с барабанными тормозами, три передачи в КПП и короткоходные подвески, то новое поколение «китайцев» иное. Оно значительно «подросло» в размерах, так что и взрослый уместится. Установлены колёса диаметром 17 дюймов переднее и 14 – заднее с мощными дисковыми тормозами, а хода регулируемых подвесок доходят до 180-190 мм. Применяется «ручное» сцепление, вырабатывающее навык спортивного управления мотоциклом, а в коробке передач четыре скорости. «Максималка» флагманских «питов» с моторами 150-160 см3 превышает 100 км/ч.

БРЕНДОМАСКИРОВКА

Подразделять пит-байки имеет смысл не по бренду производителя или торговца, а по назначению и кубатуре мотора. У нас встречаются мотоциклы как под оригинальными китайскими брендами (BSE, Kayo, Mikilon), так и под импортными, например американским Pitster Pro. Но больше всего встретишь под «нашими»: Armada, C.Moto. Forsage, Irbis, JMC, Patron и др. Хотя, как говорится, «всяк кулик своё болото хвалит», складывается картина, что наиболее продвинутым Поднебесным производителем «питов» является KAYO (Jinyun KAYO Motor Machinery Co. Ltd.) – они специализируются на этой технике с 1999 года, имеют своё инженерное подразделение и кроссовый полигон на территории завода. Годовое производство около 30 000 шт., моделей – около 25, экспорт – на все континенты, в том числе в США под брендом Pitster Pro. Следующая достойная компания BSE (Zhejiang Bosuer Motion Apparatus Co., Ltd.), она в бизнесе с 2002 года, выпускается полтора десятка моделей «питов».
Вообще, бренд, если он не китайский, мало что говорит – в линейке, как правило, изделия разных заводов, разных уровней комплектаций и соответственно, цен. Лучше выбирать по назначению, его собственно, два – развлекаловка и спорт. По статистике мировых продаж из каждых десяти проданных аппаратов к первой группе отходит восемь и лишь два – ко второй, спортивной. Как отличить назначение пит-байка – развлекательное или спортивное? Внешне наворотов и броских наклеек может быть много… Пожалуй, самым главным является мощная пространственная рама, охватывающая двигатель и маятник, причём в задней части внизу выполнены «отростки», к которым крепятся водительские подножки. У простых «питов» рама обычно имеет вид толстой трубы, изогнутой в одной плоскости, а подножки крепятся четырьмя болтами к приливам картера двигателя. Такая рама менее жёсткая, а крепления подножек могут не выдержать матёрых прыжков и повредить картер.
На аппараты, «заточенные» на гонки не ставят боковые упоры — из заменяют «времянки» из стального прута, вставляемые в предусмотренное место. Правда, в «бытовых» поездках это неудобно, но для таких поездок и байк другой нужен...
Другими признаками «профи» являются подвески – длинноходные, полностью регулируемые с рычажной системой сзади, легкосплавные усиленные обода колёс, шины известных «местных» брендов Maxxis, Kenda, как правило отсутствие бокового упора. Не следует зацикливаться на мировых брендах подвесок и тормозов, нужно понимать, что для езды важнее конструкция и качество изготовления. На байке может стоять безымянная вилка, которая с этого же китайского завода уходит к другим покупателям как изделие, например, Marzocci.
Есть и такая специализация – аппараты для мотокросса, гонок эндуро и мотарды. Последние два вида оборудуются простейшей светотехникой, у мотардов к тому же колёса одного диаметра «обуты» в дорожную или трековую резину.
Особенно важным моментом является двигатель, его производитель и характеристики. Двигатели применяют разные. Но если для байков до 125 кубов это всё «кабовские» клоны, которые производят по освоенной технологии все, кому ни лень (а в Поднебесной таких заводов несколько десятков), то с большекубатурными моторами картина иная. Здесь основных производителя три: Yinxiang (моторы маркируются YX), Lifan (LF) и Zongshen (ZS). Они имеют конструктивные особенности, по сравнению с хондовскими клонами. Например, сцепление на вторичном валу КПП, масляный фильтр, натяжитель цепи ГРМ. «Большие» дигатели выпускаются без электрозапуска и имеют несколько ступеней кубатур и уровней тюнинга. Обычно моторы кубатуры «125» могут «выжать» 9-10 л.с., «140» – 12; «150» – 16; «160» – 17-18. Встречаются упоминания о 175-кубовых агрегатах, но это уже плоды тюнинга. В принципе, все три производителя вполне достойные, но наибольшее распространение получили моторы YX – они стоят в шасси каждого третьего китайского пит-байка. Впрочем, об особенностях «больших» моторов мы поговорим в другой статье.

ПИТ-БАЙКИ – ДЕТЯМ

Самые простые и мелкие машинки из семейства пит-байков – 50-кубовые. Они внешне и по характеристикам схожи с Honda CRF50F, разве что КПП 4-ступенчатая (встречаются и моторы с одной лишь передачей). Для обучения юных гонщиков очень кстати предусмотрен автомат сцепления, электростартер. Малые хода подвесок оборачиваются достоинством – сиденье расположено низко, ноги ребёнка всегда достанут земли. Следующая ступень – машинки с 70-кубовыми моторами. А вот 110-ки уже для продвинутых, там более «злой» мотор, и длинноходные подвески. Скорость тоже выше – для её «обуздания» служат дисковые тормоза. Встречаются «питы» всего с одной передачей и сцеплением-автоматом, мотор оборудован электростартером. В принципе, это самый лучший вариант для первых шагов во внедорожье...

BSE CF50A. Фактически это Honda CRF50F, но другой цветовой гаммы и чуть побольше, здесь одна передача с автоматическим сцеплением, есть электростартер.
Длина / база 1600 / 1100 мм; сухая масса 67 кг; кубатура 49 см3; мощность 3,0/7500 л.с.; шины 2,75-10 / 2,75-10; тормоза барабанный / барабанный; цена 30 000 руб.
KAYO CRF MINI. Самый детский пит-байк по типу фирменных, двигатель Lifan оборудован сцеплением-автоматом и электростартером.
Длина / база 1336 / 955 мм; сухая масса 50 кг; кубатура 49 см3; мощность 4,2/7500 л.с.; шины 2,50-10 / 2,50-10; тормоза барабанный / барабанный; цена 29 000 руб.
С.Moto 70 (BSE CF70AT). Для детей чуть более продвинутых. Одна передача, сцепление-автомат, электростартер.
Длина / база 1300 / 960 мм; сухая масса 45 кг; кубатура 72 см3; мощность 4,0/7000 л.с.; шины 2,50-10 / 2,50-10; тормоза барабанный / барабанный; цена 30 000 руб.
Forsage 100 Сross. Ветеран нашего рынка (раньше был с мотором 110 см3), уникален изготовленной Ижевске прочной рамой и стеклопластиковыми облицовками. С успехом выдерживает детские покатушки, но для спорта требует тюнинга ходовой части.
Длина / база 1430 / 965 мм; сухая масса 45 кг; кубатура 97 см3; мощность 6,0/8000 л.с.; шины 90/90-14 / 90/90-12; тормоза дисковый / дисковый; цена 30 000 руб.
Irbis TTR110. Детский пит-байк со «взрослой» кубатурой мотора. Автоматическая одноступенчатая трансмиссия и электрозапуск являются хорошим подспорьем в обучении новичков, в этом уникальность аппарата.
Длина / база 1600/1140 мм; сухая масса 54 кг; кубатура 107 см3; мощность 6,5/8000 л.с.; шины 60/80-14 / 80/100-12; тормоза дисковый / дисковый; цена 32 000 руб.

«ШМОНКИ»

Так в былые годы в Коврове, одном из мотоциклетных центров СССР, называли лёгкие мотоциклы, для динамичных покатушек по улицам и пампасам, но не для серьёзного спорта. «Шмонки» регистрировались в ГАИ (правда, потом радикально переделывались), и этом их отличие от пит-байков, которые изначально не подлежат регистрации. Их возят как спортинвентарь – за счёт этого цена растаможки существенно снижается. Современные китайские «шмонки», обладая кубатурой обычно 120-125 см3, тоже не дотягивают по параметрам до действительно спортивных аппаратов. Но от них можно получить массу позитива и адреналина. Более совершенные аппараты этой группы подойдут для обучения азам внедорожной езды.

Irbis TTR 125. Пожалуй, самая распространенная на рынке модель. Имеет щиток с фарой и притягивающую взгляды раму типа «Птичья клетка». Покатушечный аппарат без претензий на спорт.
Длина / база 1700 / 1150 мм; сухая масса 67 кг; кубатура 124 см3; мощность 8,2/7500 л.с.; шины 70/100-17 / 90/100-14; тормоза дисковый / дисковый; цена 43 500 руб.
Patron Junior 125 Enduro. Чуть-чуть не дотягивает до полноценных «спортсменов» по подвескам и прочности рамы. В качестве тюнинга предлагаются колеса с ободами из алюминиевого сплава, маятники с рычажными системами.
Длина / база 1800 / 1200 мм; сухая масса 75 кг; кубатура 124,8 см3; мощность 9,5/8000 л.с.; шины 2,75-17 / 3,00-14; тормоза дисковый / дисковый; цена 52 500 руб.
Forsage 125 Сross. Модель 2012 года, более серьезная по комплектации и «заряженности» мотора по сравнению с "соткой".
Длина / база 1700 / 1260 мм; сухая масса 75 кг; кубатура 124 см3; мощность 8,2/7500 л.с.; шины 90/90-14 / 90/90-12; тормоза дисковый / дисковый; цена 37 000 руб.
Patron Junior 125 Motard. Добротный покатушечный аппарат, имеет боковой упор, замок зажигания и регулировку продольного положения руля.
Длина / база 1800 / 1200 мм; сухая масса 67 кг; кубатура 124 см3; мощность 8,2/7500 л.с.; шины 3,00-14 / 3,00-14; тормоза дисковый / дисковый; цена 56 500 руб.
С.Moto 125. Привлекает ценой и большими размерами, идеален для околодачных поездок спортивном режиме.
Длина / база 1800 / 1255 мм; сухая масса 68 кг; кубатура 125 см3; мощность 12,0/7500 л.с.; шины 70/100-17 / 90/100-14; тормоза дисковый / дисковый; цена 37 500 руб.
Pitster Pro LX5 125 Base. Небольшой пит-байк, отправная точка для заводского тюнинга. Привлекает не только американским брендом, но и неплохими параметрами и гуманной ценой.
Длина / база 1650 / 1180 мм; сухая масса 74 кг; кубатура 125 см3; мощность 9,0/8500 л.с.; шины 2,50-14 / 3,0-12; тормоза дисковый / дисковый; цена 38 000 руб.
С.Moto 160. Топовая модель в классе «шмонок», на которой можно и потренироаться, но осторожненько…
Длина / база 1800 / 1255 мм; сухая масса 70 кг; кубатура 161,3 см3; мощность 14,0/7500 л.с.; шины 70/100-17 / 90/100-14; тормоза дисковый / дисковый; цена 37 500 руб.

ХАЙ-КЛАСС

Сюда входят пит-байки действительно годные для гонок (если такие проводятся) или обучения в мотокроссовых секциях, которых становится всё больше и больше. Для последних это – удачное приобретение: пит-байки проще и «кондовее» по конструкции, чем классические кроссачи, при этом стоимость ремонта и запчастей на порядок ниже. Кубатура моторов составляет 125-160 см3, причём эти моторы специальной конструкции, о чём писали выше.

Pitster Pro LX5 155L MX. Хорошо подготовленный для соревнований аппарат с мотором Zongshen при сравнительно невысокой цене.
Длина / база 1850 / 1290 мм; сухая масса 74 кг; кубатура 155,5 см3; мощность 15,0/9500 л.с.; шины 70/100-17 / 90/100-14; тормоза дисковый / дисковый; цена 60 000 руб.
KAYO CRF801-7L. Со среднекубатурным двигателем YX, более простым, чем ZS и LF. Несмотря на небольшие колеса, клиренс составляет 320 мм, а жесткая рама позволяет причислить в группу вполне боевых аппаратов.
Длина / база 1700 / 1220 мм; сухая масса 69 кг; кубатура 140,4 см3; мощность 11,1/8500 л.с.; шины 70/100-14 / 80/100-12; тормоза дисковый / дисковый; цена 41 000 руб.
KAYO HK-160R. Совершенный двигатель Zongshen сочетается с прочной рамой, энергоемкими подвесками и большими колесами. Достойный аппарат для гонок.
Длина / база 1724 / 1180 мм; сухая масса 71 кг; кубатура 155,5 см3; мощность 14/9500 л.с.; шины 70/100-17 / 80/100-14; тормоза дисковый / дисковый; цена 73 000 руб.
KAYO KLX801-A Motard. «Боевой» мотард с внушительным клиренсом (310 мм) и высотой седла 855 мм. Может быть на сликовой резине, ожидаются аксессуары в виде набора светотехники.
Длина / база 1685 / 1180 мм; сухая масса 71 кг; кубатура 155,5 см3; мощность 13,6/9500 л.с.; шины 80/100-12 / 120/100-12; тормоза дисковый / дисковый; цена 73 000 руб.
JMC-003. Рекордно легкий «пит» благодаря тому что рама и маятник CNC вырезаны из цельного куска алюминиевого сплава. Очень продвинутые подвески с полным набором регулировок. Легко переваливает стрелку спидометра за отметку «100». Цена – соответствующая.
Длина / база н.д.; сухая масса 65 кг; кубатура 150 см3; мощность 16/9500л.с.; шины 80/100-12 / 120/100-12; тормоза дисковый / дисковый; цена 90 000 руб.

Благодарим компании С.Moto (Санкт-Петербург) и «Скутер-М» за помощь в подготовке материала. Авторская версия статьи, опубликованной в журнале "Мото", №8 2012

Дополнительно по теме: