СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 29.04.2017

Культур-мультурный поход

Автор: Иван Ксенофонтов, фото из архива автора
18.12.2012
Культур-мультурный поход Версия для печати

Сегодня, когда за окном метель и высовывать нос из тёплого дома совсем не в кайф, мы пойдём в музеи. Но не во все подряд, а туда, где есть мотоциклетно-скутерный дух. Пойдём мы виртуально, впрочем, кому понравится, почему бы не сходить потом и очно, мы же выступим лишь ненавязчивыми гидами…

Собственно, единственный музей с мототематикой, о котором я знал вначале, был Политех. То есть Государственный Политехнический музей (www.polymus.ru), один из старейших в своём роде. Со школьных экскурсий помнил запылённые автомобили типа «Руссо-Балт» в холодном подвале, но есть ли там мотоциклы?
Вся транспортная экспозиция осталась в цокольном этаже, занимает три зала. В одном можно видеть развитие велосипедов, многие очень прикольные. Потом центральный Зал автотехники («Руссо-Балт» на месте), там три мотоцикла: «Россия» 1907 года (с разрезами двигателя) – первый отечественный аппарат, 3-колёсный Cudell 1899 и Humber 1914. Состояние экспонатов великолепное.

Первый отечественный мотоцикл «Россия» (1907 г.)

Рядом передвижная экспозиция, полностью посвящена Советским мотоциклам и скутерам. Зал прекрасно оформлен, только темновато. На специальных постаментах подвешено около двух десятков экспонатов. Это Л-300, ПМЗ-А-750, ИЖ-8, ИЖ-12, МЛ-3 (Серпухов) , ТИЗ-АМ-600, М-72, ИЖ-350, М-1А, М-101, РД-660 (с роторным двигателем), гоночный С-565, ИЖ-ПС. Все мото прекрасно отреставрированы, хотя встречаются отклонения. Расстроило, что ИЖ-ПС в простой комплектации - без японских цацек, чем собственно и был славен «Пёс».

В зале отечественной техники собраны «ключевые» модели мотоциклов, но мопедов и мотороллеров к сожалению нет
Уникальный РД-660 ВНИИМотопрома с роторно-поршневым мотором
Отдельно выполнен угол с «иномарками» 1915-16 гг.: Triumph H, Indian, Humber, Moto-Reve

На каждой стойке есть эмблема завода, краткая характеристика на двух языках. Сзади несколько крупных исторических панно разных эпох. Увы – целиком сфотографировать технику не удаётся, ее видно сбоку и чуть сверху. Хорошо и познавательно оформлено 18 стендов в одном ключе с историческими фотографиями, а разнообразит экспозицию несколько витрин со значками и медалями.

Дополняют «железо» тематические витрины с фотографиями
Одна из таких витрин посвящена скутерам и Советским мотороллерам

Конечно, экспозиция классная, и не стыдно за центральный музей страны. Однако невольно сравниваешь с другим аналогичным по статусу и размерам – в Праге, который посетил в позапрошлом году (об этом читайте тут). Увы – пражский «политех» выигрывает. Там мотоциклы выставлены так, что их видно с трёх сторон, соседние не мешают. Фото получаются супер, ограды и вспомогательные конструкции не путаются перед глазами, к тому же описания экспонатов более детальны. Да и мотоциклов больше – там их было более 60. Слабое утешение в том, что как сказал гид Леонид Мстиславович, запасниках ещё 90 экспонатов.
Цена билетов гуманная (150 руб. + 70 за съёмку), учитывая, что можно осмотреть остальные несколько этажей музея. Но вот информация печальная – историческое здание вот-вот закроют лет на шесть на реконструкцию. А пока поспешите – с 10 до 18 часов, кроме понедельника.

Следующий объект – «Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов» (www.lomakovka.ru) . Имя Александра Ломакова («дяди Саши») известно всем «старинщикам», его заслуженно называли «Патриархом», ведь он ещё в Советское время с 1956 года всеми правдами и неправдами (второе превалировало) собирал в личных гаражах «разный хлам». Сейчас командует хозяйством сын – тоже Александр и, увы, не всё так позитивно, как при отце. Хотя здание музея совсем новое, вывеску видно издалека тем, кто катается по району Люблино.

«Ломаковка», вид с улицы

Собственно, музей – один большой зал, экспонаты стоят вперемешку с разными предметами старины и кучками деталей. Как оформление висят знамёна, эмблемы, баннеры, рули и решётки радиаторов. Доминируют в экспозиции автомобили (особенно хорош фашистский «Хорьх», который был в своё время нарасхват на «Мосфильме»).

Все авто-мото экспонаты собраны в одном большом зале
Мотоциклы распиханы то тут, то там, где находится пустое место
Конечно, в центре экспозиции фашистский «Хорьх»

А вот реставрацией мотоциклов, кроме пары «дежурных» экспонатов, похоже, никто не занимается. Аппараты сиротливо стоят у оградительной верёвки, обходить их или садиться нельзя (да и не хочется – многие в пыли). Есть белые бумажки к отдельным моделям, особо редких или которые на ходу я не увидел. Но хоть так что-то сохранилось.

Мотоцикл начала XX века, к сожалению, в плачевном состоянии
Редкая конструктивная схема австрийского двигателя «Пух» 1947 года – с вильчатым шатуном, где два цилиндра сообщаются
«Вятка-Электрон» начала 1970-х, единственный мотороллер у Ломаковых
Экспозиция домкратов

Погулять негде – вокруг здания стоят какие-то неотреставрированные антиквары, но табличка грозно извещает, что туда нельзя. Думаю, детям будет скучно. Билет стоит 200 руб., съёмка добавит ещё 100 руб. Обидно, что читая в Интернете про «Ломаковку» ожидал увидеть порядка 40 экспонатов разных эпох и народов - они перечислены в списке. Поэтому, при всём уважении к династии Ломаковых, здесь мне было жалко заплаченных денег…

Сравнительно новый музей, причём «под крылом» государства – «Музей Ретро автомобилей». Он недалеко от метро «Площадь Ильича», на него указывают крупные плакаты. Здесь всё с размахом и площади не жалеют, ведь раньше на территории было троллейбусное или трамвайное депо. Вот бы сюда «Политех» с его зажатостью – всё бы вошло. Но и так экспонатов хватает, стоят просторно.

В залах бывшего депо просторно

Как следует из названия, преимущественно выставлены автомобили, по принципу «какие нашлись». Действительно редких моделей я не увидел, а вот экзотики – навалом: и ранние «поршаки», «мерсы», и огромные «американцы» 1960-х. Советский автопром почти весь, в том числе любопытный подбор экспериментальных машин АЗЛК. Некоторые стоят в антураже тех лет, например, имитирован примитивный гараж с «Горбатым» ЗАЗ-965.

Автоэкспозиция выполнена с размахом, но без каких-либо предпочтений
«Горбатый» в антураже 1970-х
Гоночный «сайдкар» ВНИИМотопрома – редкий и любопытный экспонат

А вот мототехники маловато, хотя есть уголок мотороллеров и мопедов. К достоинствам музея – все экспонаты неплохо отреставрированы, удобны для осмотра и фотографирования. К сожалению, нет поясняющих табличек и характеристик.

Послевоенный трицикл К-1В (1947 год) для инвалидов войны
Вот он – первый массовый веломотор Д4 на «Украине» (с 1956 года)
Совкоциклы, совкопеды и совкороллеры 1960-70-х
Единственный серийный чехословацкий мотороллер – Čezeta 501 (1959 год), экспортировался в СССР
Любителям малых форм будет интересна подборка мото моделек

Билет стоил 200 руб. и ещё 60 руб. за фото, в целом музей понравился. Примечательно, что довольно много посетителей, причём идут родители с детьми. И никому не тесно, довольно удобно фотографировать.

А вот этот музей пришлось поискать, хотя раньше там был (он тогда относился к газете «АвтоРевю» и назывался «Музей экипажей и автомобилей»). Сейчас объект за забором называется «Музей индустриальной культуры» МИК (www.museum-ic.ru). Он расположен в Кузьминском лесопарке, метро поблизости нет, да и приехавшим на автомобиле не легче – висит «кирпич» и последние 500 м надо пройти пешком.

МИК сразу от входа поражает «бардачностью»

Большой зал под крышей хаотично заполнен предметами быта разной степени сохранности. Местами экспонаты прекрасно отреставрированы, но большей частью просто свалены кучками с каким-то тематическим уклоном. Мототехники довольно много, но она не сгруппирована, а располагается "кучками". В основном техника отечественного Мотопрома, но есть военные Харлей, БМВ и ещё кое-что. К сожалению, пояснительных табличек (точнее бумажек) мало. Любители барахла будут здесь в своей стихии, истинных же мотораритетов немного.

Большой зал с хаотично собранными экспонатами. По углам можно встретить много неожиданного и интересного
Например, разные мотоциклетные номера…
…или такую самобеглую лошадку…
… игрушки, старые шлемы…
… а также предметы быта – радиоприёмники, счётные машины и даже граммофон, на который можно поставить пластинку и, покрутив ручку, наслаждаться нецифровым звучанием.

Выставлен ряд серийных мопедов советского времени рижского, львовского и пензенского заводов. Есть мотороллеры Т-200 и ВП-150. Легкие мотоциклы «Киевлянин», «Москва». Воссоздаётся дух прошлого, хотя огорчает малое число не то, что отреставрированных, но просто комплектных аппаратов. Есть в такой бардачности и определённый «плюс» – к машине можно подойти и потрогать.

Первые Советские «Макаки»
Нашлось место первому советскому мотороллеру ВП-150 (1957 год)
Непонятно, какими судьбами, сюда заехал мотоцикл для гаревых гонок

Из любопытных образчиков я бы отметил веломоторы «Иртыш» (как отдельно, так и на велосипеде), правда некомплектные, зидовский опытный мокик на базе «Пилота», есть минироллер «Стриж», минский мотовелосипед и «Пегас». Отдельно коллекция мотоциклетных номеров, шлемов и т.д.

Уникальный экспонат – веломотор «Иртыш» (1954 год)
Любопытна стойка с опытными моторами для мопедов, рядом пара самоделок
Обширен ряд мопедов серийного производства разных лет
Редкие экспонаты самого начала XXI века (слева-направо): Вятско-Полянский «Стриж», минский ММВЗ-1.102 и опытный ковровский «Аркан»

Помимо общего удовольствия от посещения «лавки старьёвщика» (ностальгия для старших и море открытий необычных предметов быта для младших), добавляет позитива отсутствие входной платы и разрешение любого вида съёмки. Работает буфет, а по парку за территорией можно ещё и погулять с пользой для здоровья. Правда, возможность посещения МИКа ограничена – только по выходным.

А вот «под занавес» я припас музей, которому впоследствии поставил высшую оценку. Он достаточно новый и в развитии, причём частный. Называется «Музей техники Вадима Задорожного» (www.tmuseum.ru ), к нему ведут указатели на Новорижском шоссе за МКАДом. От Красногорска всего несколько километров, видимо ходят автобусы. Режим работы: ежедневно с 10 до 20 часов.

Внушительное здание частного «Музея техники Вадима Задорожного»

Здание многоэтажное, экспозициями занято два огромных этажа. Внизу автомобили, самолёты, лёгкая бронетехника (кстати, тяжёлая, не вместившаяся в здание, стоит на территории). Мототехника - всего примерно сотня моделей, в основном расположена на втором этаже.

На первом этаже раритетные «крупногабариты»
Сильна военная тематика: русский партизан Иван берёт Ганса в плен…

Здесь техника расставлена тематическими группами, открывают прекрасно отреставрированные довоенные одиночки БМВ, а также другие немецкие марки, мотоциклы по лендлизу. Всего более двух десятков аппаратов, есть поясняющие таблички с описаниями и характеристиками. В общем, всё «по уму».

Ряд немецких довоенных мотоциклов в прекрасном состоянии
Этот 100-кубовый «Вандерер» фактически был довоенным мопедом
Дополняют технику очень реалистичные манекены и антураж фашистской Германии

Другую группу мотоциклов можно объединить определением «сборная солянка». Здесь прославленная «Моргуновка» из Гайдаевского фильма «Операция Ы» с восковыми фигурами актёров, два гоночных ирбитских оппозита, инвалидка КМЗ К-1В, и почему-то «иномарки» Dux и Indian 1915 в роскошном состоянии.

Вицин, Никулин и Моргунов как живые их фильма «Операция Ы». И прекрасно отреставрированная «инвалидка» Серпуховского мотозавода
«Киевлянин» для инвалидов Великой Отечественной войны
Редкие экземпляры Ирбитских «оппозитов» для ШКГ
Американская легенда – «Индеец» начала XX века

Наиболее обширная группа (23 мотоцикла), и, на мой взгляд, самая интересная – Совкоциклы. Здесь, помимо кроссового «Урала» с коляской, большая коллекция ижей, приобретённая с оказией Вадимом Задорожным. Я видел все эти мотоциклы в бомбоубежище Ижмаша до его развала, потом всё куда-то сгинуло. И, к счастью, всплыло здесь, причём в отличной кондиции. Представлены модели серийные, спортивные и экспериментальные, охватывающие всю более чем полувековую историю ижевских мотоциклов. Даже есть довоенный ИЖ с лыжами устойчивости для солдат Красной армии.

Зимний мотоцикл для Красной Армии

Вперемешку стоят грузовичок ИЖ-П4, для гонок по льду, три версии «Ориона», "ИЖ-Триал", ИЖ с уникальным оппозитным мотором, «Юпитер-500», мокик «Ижик», ИЖ-ПС (не японской комплектации), ИЖ-555, пара кроссовых мотоциклов, ИЖ-Ю, ИЖ-П, отдельно довоенные ИЖи №№ 7, 8, 9, 12. Также представлены антиквары других заводов: Л-300, ТИЗ-АМ-600 и ПМЗ.

Несомненная ценность коллекции Вадима Задорожного – коллекция разнообразных ижей
Редкая экспериментальная модель ИЖ-555 (1964 года) удивительного дизайна
Опытный Иж-7.106 1985 года с 500-кубовым оппозитным мотором 4Т
«Ижик» 2001 года с 36-кубовым 2-скоростным мотором от ковровской «Птахи»

«Ложкой дёгтя» я бы назвал то, что таблички бликуют и они есть не на все модели. Также «минус» ижевской экспозиции – мотоциклы невозможно сфотографировать отдельно, стоят они под острым углом, ограждение не подпускает близко, и не идеальное освещение. Но состояние всех машин очень хорошее.
Цены на билеты разнятся – 300 руб. в выходные дни, 200 – в будни, плюс 100 руб. за съёмку. Есть льготы, обо всём написано на сайте. Но здесь тот случай, когда не жаль потраченных денег, – музей действительно классный. Поеду туда ещё…

Дополнительно по теме: