СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 29.04.2017

Скутер-вездеход или наш ответ «Рокону»

Автор: Иван Ксенофонтов, фото автора и Ксении Благовой
24.12.2012
Скутер-вездеход или наш ответ «Рокону» Версия для печати

Мы уже рассказывали о технике с формальными признаками скутера, но по сути – матёром двухколёсном мотовездеходе «Рокон». Этот великолепный американский аппарат со славной историей и серьёзными внедорожными амбициями всем хорош, но уж больно дорог. Оказывается, есть отечественный аналог, причём даже более скутерный, нежели его заморский собрат. Знакомьтесь – «Атаман MAX» производства питерской компании «Лебедев гараж»…

Своим появлением этот чудной аппарат обязан энтузиазму Виталия Лебедева, который оказался не просто умелым самодельщиком, но и организатором – «Атаман MAX» производится малыми сериями и продаётся по всей стране. А кроме него ещё четыре модификации, всего к настоящему моменту построено около 400 «Атаманов». Так что Питерскую компанию с полным правом можно считать отечественным мотопроизводителем.
Виталий Александрович с юности фанател мотоциклами, но как часто бывает в жизни, мотоспорт так и остался в мечтах. Однако в работе он старался быть ближе к «железу» и моторам, и при первой возможности создал свою компанию. Как-то загорелся необычным шотландским вездеходом EcoRider. Этот незатейливый аппарат со всего 5-сильным дизелем мог тащить до 400 кг на прицепе, а на багажниках 25+40 кг. Широкими шинами низкого давления и значительным клиренсом он напоминал единственного в мире «проходимца», американский Rokon. Правда, у «ЭкоРайдера» не было полного привода, зато имелся задний ход, но главное – был европейский сертификат, допускавший на дороги общего пользования. И Лебедев отчётливо понял – вот что нужно для российской глубинки!

Шотландский вездеход EcoRider послужил прототипом питерского «Атамана».
Другой прототип – американский Rokon.
Виталий Лебедев показывает, чем бизнес сродни альпинизму: надо всегда стремиться к вершине...

Хотел получить у шотландцев дилерство, но опоздал: фирма прекратила существование – в Европе «грязевой вопрос» остро не стоял. И тогда решил действовать самостоятельно, разработав линейку схожих машин на широких шинах. Самая продвинутая из них – модель «Атаман MAX».
Понятно, что для небольших объёмов производства, имея целью выпускать изделия с невысокой ценой, пришлось мириться с некоторой кустарностью. Собственно, у Лебедева выбора не было – ведь он не руководитель простаивающего предприятия с дорогостоящим современным универсальным оборудованием. Поэтому в небольших помещениях обходятся трубогибом, наждаком, сваркой и «болгаркой», и самой примитивной технологией окраски.
Также используется минимум комплектующих – это касается светотехники и «приборок» – последних просто нет. Такие машинки возможно продавать только в виде «спортинвентаря», то есть «Атаманам» заказан выезд на дороги общего пользования. По крайней мере, официально, а так – сам Виталий частенько ездит на своём скутер-вездеходе на работу, «прошивая» питерские пробки.

Название звучное и оригинальное. «MAX» означает, что модель 2-местная, а кроме того может трансформироваться в 3-колёсный вездеход
«Атаман MAX» производства «Лебедев гараж»

Рассмотрим конструкцию «Атамана MAX» внимательнее. В нём применён скутерный блок «мотор-трансмиссия». Естественно, 4-тактный 150-кубовый двигатель китайского производства – это вкладывает существенную лепту в удешевлении аппарата. Точнее, силовой агрегат взят не со скутера, а с мотовездехода – этим объясняется встроенная передача заднего хода. Повышает удобство пользования электростартер и мощный генератор, позволяющий установить нормальные фары и задний фонарь.

Применён 4-тактный 150-кубовый двигатель китайского производства, в вариаторной трансмиссии режимы F-N-R.

На руле установлены скутерные пульты, а на панели перед сиденьем тумблером включается обогрев ручек руля. Приборов, как таковых нет, только контрольные лампы заднего хода и датчика низкого уровня топлива.
Передней подвески нет, гашение ударов – за счёт упругости «пухлой» шины. Впрочем, так устроено и большинство «Роконов». Кого это не устраивает, может установить рычажную вилку, она предлагается в виде опции.
Тормоз дисковый — он только на заднем колесе. Он, как на скутерах, с ручным приводом, вот только рычаг на правой рукоятке руля задействует тормоз заднего колеса.
Ещё уникальность «Макса» в том, что он – мотоцикл-трансформер. Всего за полчаса из 2-колесного мотовездехода, можно сделать 3-колесный, заменив заднее колесо на ось с двумя колёсами.

На руле – скутерные пульты, тормоз один (справа), он приводит механизм заднего колеса
Это вся «приборка», тумблером включается обогрев ручек руля
Заливная горловина бака – под сиденьем.

Ну вот, с осмотром покончили, очередь за ездовыми впечатления. Запуск двигателя, как у скутера банален – нажал на тормоз, затем на кнопку электростартера – и готово.
Даже тем, кто много ездил на 2-колёсных мотоциклах по «пересечёнке», управление аппаратом с широкими шинами всегда покажется несколько необычным. И на нём также можно грохнуться, не справившись с управлением. Но привыкание происходит достаточно быстро – это подтверждают люди, впервые севшие за руль.

Скутер-вездеход довольно устойчив на песчаных грунтах, провоцирует к «отжигу»
Значительный клиренс и мощные шины подстрекают потриалить…
… а можно пройти вираж в гаревом стиле.

У «Атамана» высокая посадка, дающая возможность ехать стоя, к тому же ноги устойчиво стоят на больших площадках. Это настолько удобно, что садиться и не хочется. На бездорожье грязь и песок скутер-вездеходу не помеха, а если где-то он вставал, его всегда легко можно было вытолкать. Этому способствовали умеренный вес и автоматическая трансмиссия – одной рукой можно управлять «газом», а другой тянуть аппарат – у обычных мотоциклов с КПП так не получится.
Каков же итог знакомства? Пожалуй, Виталию Лебедеву удалось найти для «Атаманов» свою нишу: хозработы на дачном участке, поездки в лес по грибы или ягоды, на охоту или рыбалку. Не говоря уж о профессиональном использовании лесниками, егерями и даже эм-че-эсниками. При этом уровень цен очень гуманный, как раз для нашей глубинки.

На грязевом бездорожье «Атаман» ведёт себя достойно.
В общем, «Атаманы» лишний раз подтверждают тезис о том, что русским проще сделать вездеход, чем починить дороги…

Мотовездеходы «Атаман» предоставлены на тест компанией «Лебедев гараж» (www.lebedevgarage.ru, Санкт-Петербург). Благодарим Виталия Лебедева и сотрудников компании Кирилла и Ксению за помощь в проведении теста.

<> ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Rokon Trail-Braker«Атаман MAX»
Сухая масса, кг 94110
База, мм1295 1300
Высота по седлу, мм760 900
Дорожный просвет, мм340300
Объём бензобака, л105
Макс. скорость, км/ч6080
Грузоподъёмность, кг150200
Ориент. цена, руб.280 00085 000
Двигатель 1/4Т1/4Т
Рабочий объём, см3172 149,6
Макс. мощность, л. с. 6,0/4000 9,5/7500
Система охлаждения воздушное принудительное
Система питаниякарбюратор
Система запуска ручная кик-стартер, электростартер
Трансмиссия вариатор, 3-ступ. КПП вариатор, КПП F-N-R
Привод колёс карданный вал, цепицепью
Тип привода 2WD ведущее заднее колесо
Рамастальная, сварная
Передняя подвеска рычажная вилка отсутствует
Задняя подвеска отсутствует с 2 амортизаторами
Передний тормоз дисковый, гидропривод отсутствует
Задний тормоздисковый, гидроприводдисковый, гидропривод
Колёса5,9-1522х12-8