СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 29.04.2017

Снегоскутер – мечта рыбака

Автор: Иван Ксенофонтов, фото автора
02.01.2013
Снегоскутер – мечта рыбака Версия для печати

Сразу оговорюсь – имя этому классу малых снегоходов дал вовсе не я, ради броского заголовка. Так, а ещё снего-мопедами, мото-снегокатами их именуют производители. Отчасти, чтобы дистанцироваться от «настоящих» снегоходов для «отжига», подавляющих обывателей своим хай-теком и ценой, а отчасти чтобы не попадать под действие сурового снегоходного стандарта. За последние несколько лет подобных «снежных блох» народилось немало, и о них и пойдёт речь…

Мини-снегоходы появились не случайно. Ведь между топающим пешедралом рыбаком с ящиком на буксире и едущим с комфортом на «Буране» есть агромадная пропасть. Первыми её заняли лет восемь назад так называемые мото-буксировщики. Хотя идея не нова – за границей подобные конструкции, называемые мото-собаками выпускали еще в 60-х годах прошлого столетия.

Идея буксировщиков не нова: ещё в 1965 году в Америке продавали Bolens Hus-Ski 444
А это первый отечественный буксировщик «Райда» (на фото один из создателей).

Ветеран отечественного рынка альтернативных снегоходов – архангельский буксировщик КБ-48 «Райда» с 4-тактным Briggs&Stratton (9 л.с.) и гусеницей по типу «бурановской» (она тоньше и шириной 500 мм). Водитель стоит на прицепных санях-волокуше (по сути, пластмассовом корыте), либо сидит на поклаже или ящике рыбака. В передней части буксировщика предусмотрен открытый сверху багажный отсек. Если снежное покрытие плотное, можно прицепить еще одни сани. Вес конструкции – 78 кг (у другой модификации – 90), достигается скорость 20 км/ч, при сложенном руле её можно вдвоём разместить в салоне микроавтобуса или немалого джипа.
«Мотособака» пользуется спросом – в лучшие годы производили около более тысячи штук. Недавно компания «Буран-шасси» разработала и запустила свои конструкции – «Рекс» и «Бурлак». Предлагаются разные варианты двигателей – 6,5 и 8-9 «сил», есть модификации с вариатором.

Дилемма, что лучше: плохо сидеть или хорошо стоять?

Потрясающий коммерческий успех «мото-собак» подтолкнул мелких производителей сделать второй шаг – к более-менее гуманному снегоходу, но сохранившему одно из главных достоинств буксировщика – возможность перевозиться в обычном автомобиле. Ведь мечта зимнего рыбака – приехать с товарищами на обычной машине, достать снегоход из багажника и с комфортом добраться до заветного места.

Трансформер должен входить в багажник простого автомобиля

Разборные мини-снегоходы называются трансформерами, одними из первых их стали выпускать в Тольятти – модель «Хаски» (http://myhaski.ru ). На этом мини-снегоходе применили давно забытую заднемоторную схему – её практиковали на ранних послевоенных снегоходах.

1957 год – первый серийный Polaris был со стационарным мотором, установленным сзади

Также их отличает от «нормальных» снегоходов простота конструкции, на грани с примитивизмом, пофигизм к комфорту водителя и посредственные характеристики. Вместо всего этого предлагается возможность разборки для перевоза в авто и супер-низкая цена. Надо отдать должное «Хаски» – аппарат действительно легко разбирается, узлы небольшие и нетяжёлые. Двигатель – китайский клон стационарного 4-таткного агрегата Honda GX-200, он тихоходный, тяговитый, экономичный, вечный. А вот всё остальное… Особенно удручает отсутствие тормоза, хоть какого. Света тоже нет, кроме светодиодного фонарика на батарейках, прикрепляемого к рулю. Тем не менее «снего-собака» пользуется определённым спросом, хотя продают её почти подпольно – она не отвечает требованиям нового снегоходного стандарта.

Мото-снегокат «Хаски» разработан инженером-конструктором Мясищевым С.Ф.; на него даже получен патент на изобретение
Вспоминается народная присказка «гол как сокОл»

«Хаски» в разобранном виде, даже мотор снимается

Вскоре после появления «Хаски» появились различные вариации – «Пегас», «Турист», «Рыбак», «Бурлак» и др. Из них «Пегас» имеет зачатки дизайна и удобно разбирается на две части. Снимается сиденье, под ним приличная ёмкость для инструмента. У «Туриста», единственного из перечисленных «мини» имеется фара.

Мини-снегоход «Рыбак», кажется, выходит за гряни здравого смысла
«Пегас» выглядит посеръёзнее…
… а «Турист» вообще красавец, да ещё с фарой и стеклом

Продвинутый представитель класса «мини» – «Рыбинка», её производит «Русская механика», патриарх отечественного снегоходостроения. На фоне остальных, «Рыбинка» выделяется удачной попыткой привнести элементы дизайна и солидностью заводского изготовления. Правда, это потянуло вверх и цену – 78 000 руб. по сравнению с 60-70 тысячами других «снежных блох».

Рыбинка выгодно выделяется дизайном и «фабричностью» изготовления
Снегоход смотрится со всех сторон строго и гармонично
Рыбинцы придумали новый класс техники: Средство малой механизации

Но особого комфорта водителю не добавили: гусеница – на жёстко закреплённых катках, а лыжи, хотя и подвешены на телескопических стойках, имеют мизерный ход. Снегоход строго одноместный – позади седла разместили мотор. Этот агрегат – 4-тактный Kohler Command Pro, он применяется в составе стационарных генераторов, мотоблоков, мотопомп и т. д. Его мощность 7 л.с. позволяет разгоняться на укатанном снегу до 20 км/ч. Любопытный штрих из мировой истории – на первом снегоходе современного вида (Ski-Doo SK60), который построил канадец Арман Бомбардье в 1959 году, тоже применялся 7-сильный «Кохлер». Затем в 1972 году РМЗ (приемником которого по снегоходам сегодня является «Русская Механика») начал выпускать копию более поздней модели Бомбардье. И вот сегодня, более чем полвека спустя от появления SK60, «Кохлер» вновь вернулся на снегоход. Такой вот вышел виток истории…

Гусеница – только на катках, подвески нет вообще, но это на малых скоростях пережить можно.

Трансмиссия, как и на рассмотренных вначале мини-снегоходах, простая: центробежное «сухое» сцепление и привод ведущего вала гусеницы цепью. У «Рыбинки» нет приборов (в том числе топливомера), зато присутствуют фара и электростартер. Посадка и управляемость, если сравнивать с буксировщиками, удобная и комфортная. Но те, кто поездил на снегоходах, хотя бы ближайших по классу «Тикси» или «Каюре», отметят, что не хватает подвесок и обогрева рукояток. Также нет какой-либо багажной ёмкости и мал угол поворота лыж.

Телескопическая подвеска лыж хороша с точки зрения проходимости. В этом конкретном исполнении очень малый ход
Органы управления – от «больших» снегоходов. Они эргономичны, рычаги из пластика, на морозе это большой «плюс»
Ноги стоят вальяжно, защищены от снега. Но вот встать в таком положении невозможно

Особенно примечателен в классе снегоскутеров Irbis Dingo T110. «Фишка» в том, что его приводит 4-тактный двигатель мотоциклетного класса – хорошо знакомый «каб». Аппарат разработали «с нуля» умельцы Андрей Течкин из уральского Златоуста и Валерий Смирнов из нижегородского посёлка Сява. Денег дала «наша» компания «Ирбис Моторз», специализирующаяся на мототехнике из Поднебесной. Для удешевления использовали некоторые узлы и детали от скутеров, а производство организовали в Китае, при этом инвестировав немалые средства в оснастку.

Irbis Dingo T110 – 2-местный снегоход с багажником.
Установлены световые приборы, сзади срабатывает светодиодный стоп-сигнал.

Главная особенность мотора «Динго» – отсутствие принудительного охлаждения. Хотя «кабовский» агрегат применяют на лёгких мотовездеходах при любой жаре, и о перегревах я не слышал. Зато установленная 110-кубовая версия агрегата имеет в КПП передачу заднего хода. Вперёд тоже одна скорость, удобство управления обеспечивает центробежное многодисковое сцепление в масляной ванне. Отмечу, что такое сцепление работает гораздо плавнее и мягче, чем «сухие» на «стационарках».

Четырёхтактный «кабовский» двигатель оборудован электростартером, а вот дублирующей пусковой системы нет.
В картере коробки передач только одна передача вперёд, и одна назад. И, конечно, центробежное сцепление.

К достоинствам «Дикой собаки» относится двухместное сиденье, багажник, ящик для инструмента и мелочёвки, фара и светодиодный фонарь. Гусеница имеет подвеску, как и лыжи. Из явных недочётов отмечу отсутствие подогрева карбюратора и запуск только электростартером. Правда, в компании заверили, что проводят «работу над ошибками».

Катково-склизовая подвеска гусеницы. Катковые тележки имеют некоторый ход благодаря листам рессор
Пластиковые лыжи с двумя подрезами, они неплохо сцепляются с поверхностью

Имеется клавиша «стоп-двигатель». Из контрольных приборов есть спидометр и одометр, на верхней панели бака предусмотрен указатель топлива, рядом замок зажигания и розетка «прикуривателя».

Органы управления и приборы схожи со скутерными
Клавиша «Стоп двигатель» слева, гидротормоз с фиксацией

Посадка на «Динго» специфична – ноги надо ставить на подножки мотоциклетного типа, на них не встанешь да и защиты никакой. А в остальном ехать удобно, мотор даже на одной передаче очень «живой», ведь он раскручивается до 8500 об/мин, в то время как предельные обороты «стационарок» в два раза меньше. Скорость реально достигает 40 км/ч по укатанному снегу. Управляемость даже избыточная – лыжи встают чуть ли не поперёк – явно просится ограничитель угла поворота. Также неидеальна подвеска лыж на одинарных рычагах. Помимо того, что рычаги гребут снег, снижая проходимость, при наезде на препятствие меняется схождение лыж. Да и рама слишком низкая, без поддона, снегоходу не справиться с глубоким снегом.
Огорчило отсутствие подогрева рукояток, хотя его нет ни на одном из рассмотренных «мини». По сравнению с мотобуксировщиками и другими снегоскутерами, на «Динго» есть багажник, свет. Мотор прекрасно отлажен, к тому же он от авторитетного производителя (Loncin, №2 в рейтинге КНР). Снегоход быстро разбирается без инструмента на три основных части: моторный блок, гусеницу с подвеской и рулевой блок. Дополнительно отсоединяются лыжи, багажник, руль и подседельная рама с багажным отделением.

Самый большой габарит имеет блок гусеницы: 1040 х 450 х 300 мм.

Снегоскутеры предоставлены на тест компаниями «Ирбис Моторз» (www.irbismotors.ru ) и «Русская механика» (www.russnegohod.ru, Рыбинск). Благодарим Валерия Печникова и Иннокентия Дыка за помощь в проведении теста.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СНЕГОСКУТЕРОВ

Модель «Хаски»«Пегас» «Рыбинка» «Динго»
Вес, кг7970110108
Тип двигателя1, 4Т1, 4Т1, 4Т1, 4Т
стационарный стационарный стационарный «кабовский»
Охлаждениевозд., принудит.возд., принудит.возд., принудит.возд.
Кубатура двигателя, см3196196208106,7
Мощность двигателя, л.с.6,56,56,57,5
Объём бака, л3,6 3,63,65,0
Макс. скорость, км/ч24251840
Цена, руб.60 000 79 00078 00060 000
Комплектация:
Фаранетесть (опция)естьесть
Тормознетестьестьесть
Реверснетнетнетесть
Эл.запускнетнетнетесть
Фаркопнетестьесть есть
Место для пассажиранетесть нетесть
Подседельная ёмкостьнетестьнетесть
Багажникнетнетнетесть

Дополнительно по теме: