СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 29.04.2017

«Поларис» жжет!

Автор: Иван Ксенофонтов, фото из архива автора и с сайта www.vintagesnowmobiles.50megs.com
02.04.2013
«Поларис» жжет! Версия для печати

Поводом для написания этого материала послужила презентация снегоходных новинок Polaris 2014 года в Хибинах в конце марта, куда меня любезно пригласили. Откровенно говоря, о снегоходах этой марки знал понаслышке, хотя на других наездил, в общей сложности, более 15 тысяч километров. Что ж, вот и познакомимся…

Вообще, о славной истории Polaris Industries – крупнейшего производителя снегоходов и квадроциклов (а также мотоциклов Victory, и с 2011 года Indian) написано много, в том числе мной самим. Вот, например, что я нарыл в архивах для разных публикаций для каталогов, «Скутер Дайджеста» и журнала «Мото».
Снегоход изобрела не компания Polaris (хотя встречается такое утверждение), и не канадец Жозеф-Арман Бомбардье, имя которого знают, думается, все. Путаница возникает оттого, что «Поларис» построил свой первый снегоход в 1956 году, то есть раньше Бомбардье (1959). Однако ни тот, ни другой не были изобретателями – ещё в 1927 году американец Карл Элейсон из штата Висконсин получил патент на первый снегоход. Его он назвал моторным тобогганом, и подобные конструкции Элейсон производил вплоть до 1963 года.

Моторный тобогган Элейсона FWD К-12 (1953 год) послужил прототипом первого поларисовского снегохода – собственно других конструкций тогда не было.

Компания «Поларис» из североамериканского штата Минессота была образована в 1954 году, пару лет выпускала разнообразное сельхоз-оборудование и не имела ничего общего со снегоходами. Потом основатели «Полярной звезды» (так переводится Polaris) Дэвид Джонсон и братья Эдгар и Алан Хиттены на досуге собрали копию заднемоторного тобоггана Элейсона молели FWD К-12 образца 1953 года. Собственно, в то время других производителей и конструкций не было. Расположенный сзади мотор развивал 7 сил, сохранилась характерная для всех тобогганов «фишка» – длинные лыжи по бокам гусениц. Своё первое творение они вскоре продали соседу-фермеру за 465 долларов, и тот остался крайне доволен приобретением. Этот прецедент и подтолкнул компаньонов к снегоходному бизнесу.

Самый первый Sno-Traveler (1956 год) заложил фундамент будущей снегоходной империи Polaris.

Свои первые снегоходы «Поларис» несколько лет называл Sno-Traveler, что переводится как «Путешественник по снегу». Машины первых лет продолжили линию тобогганов Элейсона: компоновка и опорные лыжи во весь снегоход, автомобильный руль, те же моторы Kohler и та же красная окраска. «Снего-Путешественники» были громоздкими (длина около 2,5 м), добротное «оперение» изготавливали из стали, руление – «баранкой». Металлические стойки ветрового щитка позволяли монтировать легкую складную крышу и боковые стенки Собственно, иначе и быть не могло – производство пластика в то время находилось в зачаточном состоянии, материал считали «несерьезным», ненадежным, неперспективным, a «Поларис», как всякая уважающая себя компания, делала вещи, как говорится, на века.

Модели 1957-59 г.г. конструктивно продолжали ту же заднемоторную схему моторных тобогганов.
Машины первых лет продавались в Канаде под маркой Autotobbogan

Последовавшая в 1962 году модель LA-55 продвинула «Поларис» еще на один шаг по пути к современному снегоходу: появился гнутый рогатый руль мотоциклетного типа, лыжи стали короче, «брюхо» приподнялось. У водителя появилась мягкая спинка вместо бензобака... Это был тупиковый путь, однако по нему компания шла еще несколько лет.

У Polaris LA-55 (1962 г.) появился мотоциклетный руль и исчезли тобоггановские опорные полозья вдоль гусеницы.

Реклама Sno-Traveler тех лет: «Охота, рыбалка, или просто кайф»…

Апофеозом «Полярных звезд» заднемоторной компоновки считается модель Mountaineer KE-24-D (1964 год) с 24-сильным 2-цилиндровым мотором Kohler. Этот мастодонт мог перевозить трёх человек (водитель – спереди, пассажиры – сзади плечом к плечу) и тащить до 2 тонн груза, штурмовать подъемы до 45 градусов... Из других технических особенностей – руль с передаточным отношением 3:1, реверс, автоматический клиноременный вариатор, пружинные подвески и стальных лыж, и двух гусениц общей шириной 860 мм (то есть гораздо больше, чем у самых проходимых современных снегоходов). Стоил «Альпинист» по тому времени немало – $ 3350.

Mountaineer KE-24-D (1964 год) с 24-сильным 2-цилиндровым мотором Kohler.
«Альпинист» имел две широкие гусеницы, 3-местное сиденье, передний багажный отсек и трансмиссию с реверсом и мог тащить две тонны груза.
Кстати, первые снегоходы Arctic Cat в 1962-63 годах тоже были заднемоторными.

А в это время Жозеф-Арман Бомбардье уже вовсю продавал снегоходы Ski-Doo SK-60 новой концепции: две лыжи, мотор в передней части и узкое плоское сиденье, расположенное над гусеницей. Управление – рулем мотоциклетного типа, над мотором – металлический капот. На длинном плоском сиденье размещались двое взрослых и ребенок – оттого-то снегоход позиционировали в продаже не как агрегат для работы, а как средство для отдыха и развлечения. Лёгкая машина со всего 7-сильным мотором казалась и несерьёзной, но именно в этой смене PR-акцентов и заключался секрет её бешеного успеха.

Ski-Doo SK-60 (1959 год) открыл новую эру развития снегоходов.

Компания «Поларис», к этому времени уже поднаторевшая в производстве снегоходов, оценила новведение Бомбардье и переключилась на переднемоторные машины. Первой такой моделью стала Sno-Traveler Comet 1964 года. Начав с этой маленькой и по современным меркам примитивной модели, компания все последующие годы наращивала свой потенциал, вводила инновации и не стеснялась менять курс, когда считала нужным. Поэтому она сумела пережить всеобщий экономический спад производства снегоходов конца 70-х и стать одним из ведущих мировых производителей.

Comet 1964 года стал первым снегоходом «Поларис» современной компоновки.
Traveler (без слога Sno) – попытка создать универсальную круглогодичную машину.
«Мустанг» 1965 года – ещё один шаг к современным утилитарным снегоходам
А «Галактика» 1980 года, получившая мотор жидкостного охлаждения, открыла эру современных машин

Вот вкратце таковы были первые шаги компании «Поларсис». С 1980-х особых революций в снегоходостроении не было, хотя прогресс сильно изменил и внешность, и конструкцию. За эти годы «Поларис» взматерел, производя снегоходы всех классов на любой вкус. В ряду 2014 года (кстати, юбилейного – 60 лет с момента основания) более четырёх десятков моделей кубатур 120, 550, 600 и 800сс. Сегодня они прочно занимают часть российского рынка, а чем же они хороши – попробуем разобраться, тем более что представилась возможность очного знакомства. Да не просто очного, типа пощупать-посидеть, а возможность отжечь вместе с командой журналисов-экстремалов по горным склонам Хибин. Эти горы как будто специально созданы Творцом для снегоходных экшенов – они в меру компактные, с развитой инфраструктурой – базами проката, кафешками, проложенными и маркированными маршрутами. Склоны – разной крутизны: и для начинающих, и для профи. Даже в конце марта снегу было «выше крыши», он позволял прочувствовать все «плюсы» спортивных и горных снежиков, испытать и себя, и технику и при этом с минимальным риском для здоровья и «железа».

Погожий день в Хибинах
Журналисты выдвигаются на тест, все на разных моделях «Поларис».

В нашей группе было семь журналистов различных авто-мото изданий, плюс двое операторов и пара представителей дилеров – всего было подготовлено 11 снегоходов, естественно все – «Поларисы», причём модели не повторялись. Из них новинок 2014 сезона было четыре, остальные просто представляли современный модельный ряд, который, кстати, за последние пять лет радикально изменился. Сегодня на первом плане – отжиг, всё остальное вторично. Поэтому в спортивных классах Crossover, Mountain и Performance около 40 основных моделей (а если считать с разными цветовыми схемами и мелкими различиями комплектаций, то почти вдвое больше). «Простых» же снегоходов классов Utility и Trail/Touring осталось всего 3 модели, плюс традиционно одна детская. Таким образом, стала явной специализация «Полариса» на «заряженных» аппаратах для спорта и развлечений. В большой степени этому способствует техническая политика компании – она сохранила приверженность хорошо отлаженным «двухтактникам» семейства Liberty. Имея кубатуру 600 и 800сс, эти 2-цилиндровые моторы с системой впрыска Cleanfire® и жидкостным охлаждением обеспечивают беспрецедентную мощность при малом весе.

Кого оставят равнодушным такие цифры мощности и ходового веса?

Используется и другая особенность мотора 2Т – возможность запускать его в обратную сторону, что используется в конструкции электронного реверса – и никаких лишних механических устройств, только кнопка на руле. Конкуренты на мировом рынке Arctic Cat и Yamaha предпочитают 4-тактные моторы, которые, может и не уступают в мощности, но это за счёт большей кубатуры, числа цилиндров и общей «навороченности» – всё это, как ни крути, ведёт к большему весу. Лишь Arctic Cat и Ski-Doo ограниченно применяют в спортивных моделях схожие с поларисовскими 600- и 800-кубовые 2Т моторы.

Даже со снятыми облицовками мало что видно: 2-цилиндровый мотор Liberty закрывает внушительных размеров глушитель. На виду бачок системы раздельной смазки и дисковый тормоз
На самых продвинутых машинах стали применять в приводе гусеницы зубчатый ремень

В двух словах про идеологию спортивных снегоходов «Поларис», насколько я смог в ней разобраться. Общее у них – все оборудованы одноместными сиденьями. Класс Crossover можно определить как «Спортивные универсальные снегоходы». В него входят машины со своеобразным устройством подвески гусеницы. Эта особенность – наличие отдельной рычажной подвески задней оси зубчаток, что создаёт подобие горба. Отсюда и название большинства машин – Switchback (переводится как «Американские горки»). Такая «ломающаяся», причём в двух местах, конструкция при короткой гусенице делает езду по пересечёнке более комфортной, чем на других снегоходах. Но в глубокий снег первым лучше не залезать. Кстати, большинство «горбунов» – моделей Switchback могут похвастаться багажником из алюминиевых труб, а некоторые – даже зеркалами и защитой рук.

Необычная задняя часть присуща снегоходам моделей Switchback. У них задняя ось катков имеет свою подвеску, и гусеница «облизывает» неровности рельефа, делая езду комфортнее.
Амортизатор можно регулировать по жёсткости. Проходящие шланги – к снеговому радиатору, расположенному под крылом.
Этот Switchback – повышенной комфортности: багажник, щитки руля и даже зеркала
В классе Crossover есть снегоходы с традиционной конструкцией гусеницы, например этот 800 Assault 144

Класс Mountain переводится как «Горный», а в горах, как известно, может быть очень глубокий снег. Поэтому другое обозначение класса – «Для глубокого снега». Ещё одна особенность гор – крутые склоны, где для того, чтобы не перевернуться, требуется повышенная длина. Поэтому снегоходы этого класса имеют в маркировке цифры, указывающие длину гусеницы. У «Полариса» эта линейка выглядит так: 144, 155 и 163 (это общая длина в дюймах). Высота снегозацепов гусеницы тоже впечатляет – 61 мм, это более высоты спичечного коробка.
В ряду «Полариса» к классу «Горников» относятся машины RMK и Assault. Название первых – это аббревиатура, в переводе означающая «Король Скалистых гор». Модели RMK и Pro-RMK известны давно и обросли поклонниками. А вот Assault (переводится как атака, штурм, приступ) – свежая модель. Похоже, что американская «Атака» имеет ещё большую направленность на любителей фристайла.

В классе Mountain впечатляет характеристиками Assault 800 с гусеницей 155.
Самый простой из «горников» 600 RMK 144
Езда по глубокому снегу требует особой техники (на фото 800 PRO-RMK 155).
Мощность мотора на глубоком снегу – вовсе не роскошь.
Не наваляешься – не научишься!

На равнине, когда тянешь утилитарником 200-килограммовые сани, и при этом хватает мотора в 50 л.с. (а то и меньше), то думаешь – зачем большая мощность? Но на горе со снегом по пояс приходит понимание истины, и мощность 800-кубового мотора «Полариса» в 98 кВт (133 л.с.) вовсе не является избыточной. Если водитель не сплоховал, правильно рассчитал крутизну подъёма и траекторию, то засадить такой снегоход сложно. А если сплоховал, то наоборот – трудно вытащить, недаром «горные» снегоходы ещё называют «траншеекопателями». Приходится его кантовать, и здесь хорошим подспорье становится обязательная для этого класса стропа. Это особая петля, закреплённая по центру руля, за которую удобно держаться. Кстати, на горе обратил внимание ещё на одно достоинство, которое придаёт снегоходам мотор 2Т. Это работа его в любом положении, даже когда машина лежит вверх ногами, вернее кверху гусеницей. А мотор работает на холостых – и ничего!

. Внешне горный снегоход проще всего выделить по стропе на руле.
Продвинутые амортизаторы – с регулировкой отбоя. Также в подвеске можно изменить угол развала, а шайбами – колею лыж (3 положения).
Самый простой способ вытащить снегоход на горе – его перевернуть. При этом мотор продолжает работать, даже в положении вверх-ногами! В этом ещё один плюс «двухтактника».

Наиболее представителен у производителя класс Performance – в нём аппараты для спорта, в основном кросса. Здесь не нужны длинные гусеницы (хватает 144 дюймов), ведь гоняются по накатанной трассе. Особое внимание уделяется подвесам и облегчению конструкции. И без того лёгкие детали из алюминиевого сплава заменяются углепалстиковыми, могут пожертвовать электрозапуском. Кстати все моторы имеют ручной стартёр. Попробовал – усилие даже на 800-кубовом 133-сильном моторе вовсе не запредельное.
В Штатах в этом классе больше всего машин Rush и Rush Pro-R, здесь, в Хибинах были машины чуть попроще – семейства Indy. Среди них две новинки сезона – «боевой» 800 Indy® SP и самая бюджетная модель 550 Indy® Voyager с карбюраторным «воздушноком». Последний стирает грань между заряженными «спортами» и простыми утилитарными моделями.

Для кросса предназначен 800 Indy SP, его вес всего 204 кг
Новинка сезона 550 Indy Voyager – спортивно-утилитарная машина для начинающих
Воздушное охлаждение и карбюратор Indy Voyager делают ценник весьма бюджетным.

Поездив на «Поларисах» всего два дня и не более сотни километров, вдруг поймал себя на мысли – а ведь классные снежики! А то мы всё оцениваем их по тому, сколько можно деревне всякого шмурдяка на санях возить. А ведь на снегоходах надо отдыхать и получать кайф, а для перевозок пусть будут дороги и другой транспорт. И поларисовские маркетологи недаром держат нос по ветру и идут правильным курсом. Будем жить, будем жечь!

Будем жить, будем жечь! (за рулём Дмитрий Кузьмин)

Благодарю за приглашение на презентацию официального дилера Polaris в России С.-Петербургскую компанию «Брандт Моторс» (www.brandtpolaris.ru). Использованы фото из архива автора и с сайта www.vintagesnowmobiles.50megs.com.

Дополнительно по теме:

SLED’Ы* НА СНЕГУ (История снегоходов). Часть 2.

Дополнительно по теме: