СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 29.04.2017

Прощай, вольница мопедная!

Автор: Иван Ксенофонтов
15.05.2013
Прощай, вольница мопедная! Версия для печати

Помнится, в каком-то старом фильме героиню должны были изнасиловать, но как-то не складывалось. И вот в конце, когда всё-таки свершилось, то легче стало зрителю, понятнее. Так и в деле безопасности дорожного движения – уже все уши проели «мопедными правами» и подкатегориями, а всё их никак не могли утвердить. Даже наши бывшие «квартиранты» и ближайшие соседи в Белоруссии и на Украине, не говоря уж о Прибалтике – все ввели категорию «М», а мы нет. Наконец, на междумайщине (если точно 7.05) наш Президент подписал Федеральный закон, в котором внесена ясность с «мопедными правами». Попробуем разобраться…

Вообще, в поправках к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» больше всего внимания уделено борьбе с гастарбайтерами с национальными «правами». Но не о них речь. Вводятся в статье 25 «Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами» новые категории и подкатегории. Не касаясь автомобильной темы, введена в пункте 1 «категория «М» – мопеды и лёгкие квадрициклы», «подкатегория «А1» – мотоциклы с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт». Отмечу сразу: 11 кВт – это почти 15 л.с. Введена ещё одна «подкатегория «В1» – трициклы и квадрициклы».
Едем дальше, в пункте 7 обозначено, что те, кто имеет «права» категории «А», т.е. мотоциклы без ограничений, могут водить и 125-кубовые мотоциклы подкатегории «А1». Это и так очевидно, можно было не разжёвывать. А вот дальше интересно – по категории «А» можно управлять и транспортом подкатегории «В1», но не всем, а который с «мотоциклетной посадкой и рулём мотоциклетного типа». То есть квадроциклы (их в законе почему-то именуют через букву «и» – квадрициклы) и аппараты типа Can-Am Spider. Другой группой мотовездеходов в подкатегории «В1» являются аппараты с рулём-баранкой и креслами (т.е. автовкадры, «утилитарки» или Side-by-side) – ими допускается управлять только по автомобильным «правам» категории В. То есть теперь не поездишь на Yamaha Rhino или Arctic Cat Prowler с категорией «А». Тем, кто с таким транспортом сталкивается, это несомненный «плюс» – ушли от экзотических корочек «Тракториста-машиниста», выдававшихся технадзором и мутными учебными центрами. Всё-таки ГАИ-ГИБДД как-то роднее и привычнее.
Пожалуй, наиболее важное – относительно новой для России категории «М». В пункте 7 внятно оговорено право имеющих любую категорию или подкатегорию российских «прав» управлять мопедом. И это хорошо, а то ведь могли и забыть об этом – как было в 2004 году в указе мэра Юрия Лужкова «О порядке допуска к участию в дорожном движении в городе Москве водителей мопедов». Тогда должны были сдавать все, даже имеющие мотоцикленые «права». Кстати, я не уверен, что отменён лужковский порядок, хотя насколько я слышал, подобные документы в столице получило не более десятка водителей мопедов и скутеров.
Жаль, что не прошёл вариант некоторых европейских стран, где люди с автомобильной категорией «В» могут управлять мотоциклами подкатегории «А1».
Так же из закона следует, что «М» и «А1» можно получать с 16-лет, а «А» – только с 18-ти. То есть, если новичку стукнуло 18, то никаких ограничений нет: литровый спортбайк в руки – и газуй, не убейся. Хотя из соображений безопасности можно было бы его «помариновать» пару лет в подкатегории «А1». Но закон, как у меня сложилось впечатление, больше писался для борьбы с автомигрантами и оживлению коррупционной активности вокруг автошкол и МРЭО.
Больше в законе никакой конкретики, кроме того, что вступит он в силу через 180 дней, то есть в начале ноября. Напрямую из текста неясно, из чего будет состоять экзамен на категорию «М», раньше говорили, что нужно будет только сдать экзамен по ПДД и предъявить медсправку. Сейчас написано, что «Программы и порядок подготовки … разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти…». То есть, видимо, ещё конь не валялся. По радио слышал комментарий, что запретят сдачу экстерном. Вот собственно и всё по этому закону.
Повлечёт ли принятый закон вымирание класса «полтинников»? Не думаю, ведь у них всё равно остаётся ряд ощутимых достоинств: лёгкость, малый расход топлива, цена. И главное – пока не требуется регистрация, ОСАГО, нет процедур техосмотра. Есть и ещё аспект – родители, покупающие первое моторное средство своему чаду, скорее всего, выберут наиболее спокойное и слабое – как раз «полтинник». В мегаполисе очень ощутим другой «плюс» – законная возможность ездить по «выделенке». Теперь, когда камеры и драконовские штрафы остудили многие горячие головы автомобилистов экономия времени и нервов, двигаться по ним среди редких автобусов и троллейбусов – сущее удовольствие.
Итак, у нас осталось последнее «бесправное» лето – проведём его с удовольствием. А заодно попробуем жить по правилам – всё равно от этого не уйти!

Дополнительно по теме:


[29.08.2013] Полиция Парижа поймала Люка Бессона на вождении без прав
[22.08.2013] Безопасность мотоциклов на дорогах России
[14.08.2013] Латвийская соцреклама: Скутеристы - полноправные участники дорожного движения
[14.08.2013] Ужесточение наказания не снизит количество ДТП с участием скутеров
[14.08.2013] Безопасность на дорогах начинается с ответственности
[07.08.2013] «Мотоцикл — это не для всех»
[04.07.2013] В Вирджинии введены новые правила для скутеристов
[19.06.2013] Смотри в оба — скутер на дорогах! #скутерпоправилам
[06.05.2013] Скутерам определили права
[26.04.2013] Госдума обязала регистрировать мопеды и получать на них права
[18.03.2013] Для начинающих водителей предлагают ввести скоростные ограничения
[21.02.2013] Уточнили закон
[21.02.2013] Скутеристов заставят получать «права»?
[29.01.2013] В ЕС начали выдавать новые водительские права
[15.10.2012] Очередные планы по вводу прав на скутеры
[09.07.2012] Родителей, доверивших детям скутеры, предлагают штрафовать или сажать
[13.06.2012] Приглушить мотор
[23.05.2012] Очередная попытка ввести права на скутеры до 50 сс
[23.05.2012] Скутерам и мопедам разрешили ездить по автобусным полосам
[25.10.2011] Новые категории водительских прав создадут для мотоциклов, трициклов и квадроциклов
[06.06.2011] Как предотвратить ДТП?
[06.06.2011] За два месяца в Подмосковье погибли 36 мотоциклистов и скутеристов
[19.10.2010] Водителей развезут по классам
[25.09.2010] Право на "табуретку"
[21.09.2010] В думу внесен законопроект о правах для скутеристов
[21.06.2010] После 3 июля ГИБДД России представит удостоверения на скутеры
[08.06.2010] ГАИ вводит новую категорию водительских прав «АМ»
[25.09.2009] Пешеход на проезжей части, водителю — стоп
[25.05.2009] Ялта вводит обязательную регистрацию скутеров с мотором до 50 см3
[19.05.2009] На мопеде можно, только осторожно
[13.05.2009] Мотоопыт – шаг за шагом…
[05.05.2009] ГИБДД Подмосковья тревожит ситуация со скутерами
[05.05.2009] В Курганской области проходит профилактическая операция «Мотоцикл»
[22.04.2009] 15-летний в Литве может водить мопед
[14.04.2009] Учат в школе
[08.04.2009] Детское сиденье от GIVI
[20.01.2009] Водительские права нового образца появятся к концу 2009 года