СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 26.04.2017

Мокики полезут на Эльбрус

Автор: Иван Ксенофонтов
23.07.2007
Мокики полезут на Эльбрус Версия для печати

Первого августа планирует начать подъем на Эльбрус мини-мокике JH-Pento чех Ярослав Холик. Компанию ему составит автор этих строк, поскольку знаком с горой не понаслышке…







ПРИТЯЖЕНИЕ СНЕЖНОГО ВЕЛИКАНА
Изучив историю покорения Эльбруса, высочайшей вершины Европы, невольно удивляешься, что ее не штурмуют ежегодно десятки мотоспортсменов и байкеров. Ведь Эльбрус – конус потухшего вулкана, и его склоны не так круты, по нахоженной тропе в погожий денек проходят сотни человек. Почему же не едут на мотоциклах? Думаю, прежде всего, потому что все-таки это непросто и опасно, ведь пеших туристов и альпинистов каждый год погибает около двадцати человек – сорвавшихся в трещины, замерзших из-за непогоды, унесенных лавинами.

Для справки: высота западной вершины 5642 метра, восточной – 5621 (для сравнения Монблан, высочайшая вершина Альп, имеет высоту 4810 м). Впрочем, какая-то мотоциклетная история все же у горы есть. В середине 60-х годов прошлого столетия инструктор ДОСААФ из Нальчика Алексей Берберашвили и его товарищи-мотогонщики совершили несколько заездов на предгорья. Их техника – обычные кроссачи того времени, слегка подготовленные для подъема. Факт заезда на вершину в 1968 году вызывает сомнения – до сих пор местные жители утверждают, что никакого заезда не было, а мотоцикл альпинисты занесли в рюкзаках по частям за ящик коньяку... Причем, говорят, с коньяком тоже не все чисто – рассчитались не полностью, Так это или нет, неизвестно, хотя то, что мотоцикл был на вершине – бесспорно. Вниз на нем не съезжали, а оставили на вершине и впоследствии скинули в кулуар, который назвали мотоциклетным. Из далекого детства вспоминается плакат "Ява" – покоритель Эльбруса" – обычная 634 модель с очень большими шипами на покрышках... Сейчас говорят, что от мотоцикла на вершину занесли только раму и колеса, а что сам мотор был нарисован на картонке.


Мотоциклы команды Берберашвили у «Приюта-11» в середине 60-х.

ПОД ПАТРОНАЖЕМ «МОТО»
Затравил новый виток мотовосходительства Алексей Гарагашьян из Санкт-Петербурга в 1999 году. На самодельным мотоцикле с двумя ведущими колесами по имени «Белый» (и мотором от ЧЗ-500) ему удалось подняться до ледника, т.е. больше половины пути. Может, этим бы все и закончилось, но Алексей предложил статью в журнал «Мото» и там встретился с главным редактором Максимом Юрченко. Зерно упало в благодатную почву – главный редактор «спал и видел» какую-нибудь сенсацию для журнала, типа проезда по Кремлевской стене. Если бы не энергичная поддержка Максима Ивановича, ни мотоциклов, ни, в конце концов, успешной экспедиции на Эльбрус не было бы.

Осталось осуществить замысел, но так, чтобы наверняка. К тому времени, когда идея окончательно созрела (2002 год), группа московских энтузиастов штурмовала Восточную вершину на "Лэнд-Ровере". Эпопея длилась три месяца и увенчалась успехом. Насколько можно так назвать втаскивание металла лебедкой-самовытаскивателем. Каждый день, как на работу, полтора десятка альпинистов лезли в гору, закапывала якоря и вязали тросы, которые наматывались на барабаны, прикрепленные к колесам джипа. Ломались узлы и детали, за которыми спускались вниз и даже летали в Москву.

На совещании в редакции было решено построить мотоцикл колесной формулы 2х2, который мог бы въехать сам. Предложение Гарагашьяна финансировать строительство нового аппарата в Питере показалось слишком дорогостоящим, решили для начала попробовать полноприводный мотоцикл ковровского ЗиДа. У них на заводе был построен под руководством Анатолия Заплаткина трехколесный полноприводный 200-кубовый «Фермер», и в это же время для экспорта в Англию был собран двухколесный аппарат на широких шинах с задним приводом для езды по дюнам. По просьбе редакции, эти два мотоцикла скрестили – и получился «Таразн» формулы 2х2.

В мае 2002 года провели высокогорные испытания полноприводного "Тарзана". Промучившись с этим монстром весом под 190 кг, пришло понимание того, что:
- идея широких шин совершенно правильная;
- мотоцикл должен быть максимально легким, как мопед; - мощности мотора 7-10 л.с. может быть достаточно, если сделать соответствующие передаточное отношение.


Полноприводный «Белый» Алексея Гарагашьяна.


«Тарзан» завода Дегтярева, собранный по заданию журнала «Мото».


Испытания «Тарзана» в мае 2002 года у подножья Эльбруса.

МОКИК-АЛЬПИНИСТ
То есть, хотя это и звучало несерьезно, нужно было построить для восхождения … мокик. Правда, мокик не простой, а на широких шинах и полноприводный. В то время лучшим из доступных моделей мокиков был «Пилот» того же ЗиДа, к тому же на него была выпущена партия из 50 штук моторов кубатуры 80 см3 с 5-ступенчатой коробкой. Хорошие отношения с руководством СКБ позволяли рассчитывать на эти моторы и помощь с запчастями.

Осенью того же года в рабочую группу редакции влился еще один человек – Гриша Гуменный, который стал руками проекта. В мастерской по изготовлению стальных дверей он вечерами, с помощью сварки и «болгарки» без устали ваял мотоцикл по новому проекту. К новому 2003 году был построен работающий образец, позже начисто переделанный. В итоге семь раз изменяли привод, пока не получился устраивающий вариант. Его назвали «Баксаном» в честь реки, стекающей со склонов Эльбруса. Мокик тут же поехали испытывать на Эльбрус, причем еще с 50-кубовым мотором. Было это в мае, в это время снегу на горе много и делать восхождение было бесполезно. Поездили внизу по камням и крутым подъемам, и убедились, что «правильным путем идете, товарищи».

По возвращении был заложен второй мокик, причем он сразу делался максимально облегченным. Так, вместо тяжелой телескопической вилки от «Совы» изготовили легкую параллелограммную вилку с амортизатором от горного велосипеда.


Один из вариантов компоновки полноприводного мокика «Пилот».


В мастерской по изготовлению стальных дверей руками Гриши Гуменного создавались полноприводные мокики.


У первого варианта передний привод осуществлялся зубчатым ремнем, позже установили более привычную цепь.


Испытательный выезд на Селигере (31 декабря 2002 года).


Прототип «Баксана» «засветился» на мотоциклетном салоне на Пресне.


Испытания боевого «Баксана» в Крылатском (июнь 2003 г.).

ЭКСТРИМ НА ЧЕРДАКЕ ЕВРОПЫ
Восхождение начали 1 августа 2003 года, оно подробно описано на страницах журнала «Мото», повторяться не буду. Скажу только, что в команде было 13 человек, на Восточную вершину заехали 19 августа, на всю эпопею потрачено около 20 000 $, в том числе 6000 $ – на строительство мотоциклов. Был сделан профессиональный фильм, однако его нигде не показывали, так как телевидение запросило 50000$, и при этом надо было убрать все упоминания о журнале, как будто это был заезд какого-то столичного чудака. Еще писалось о восхождении в журнале «За рулем» (собственно, «родителе» «Мото») и дружественных изданиях «Клуб 4х4» и «Полный привод». И все, рекламирование, как считалось, успехов другого издания никого не интересовало.


Эмблема восхождения 2003 года.


Восходители и группа поддержки у начала подъема на Поляне Азау.


У стен «Приюта-11».


Во время непогоды на высоте 4500 м технику заносило снегом.


У тура Восточной вершины Эльбруса (5625 м), 19 августа 2003 года.

СУДЬБА БАКСАНОВ
Больше всего не повезло «герою-восходителю» – его оставили памятником самому себе в холе редакции «За рулем». Там он стоит и по сей день, вызывая неудовольствие охраны и уборщиц. «Номеру два», собственно, самому первому построенному аппарату выпала более завидная доля – он прописался на Селигере, где бездорожье вполне достойное: иногда по пути из одной деревни в другую вязнут трактора на цепях, а застрявших джипов и вовсе не счесть. Для «Баксана» же там нет преград. Были с ним и две вылазки: первая – на побережье Кольского полуострова , и вторая – на Украину, где он вместе с Civar’ом Гриши Гуменнова участвовал в заезде на Говерлу – высочайшую вершину Карпат.

Специально к планирующемуся подъему с Холиком, он был основательно переработан. Главное изменение – установка «кубовского» мотора 4Т, ради чего был разорен детский кроссач FYM. Испорченные отношения с юной кроссачкой стали первой жертвой нового восхождения.


На берегу Баренцева моря (Дальние Зеленцы, 2005 год).


Подъем на Говерлу (Карпаты, 2005 год).


«Баксан» прописался на Селигере.


Кто еще полгода назад знал, что этим двум аппаратам будет суждено объединиться в один…


«Баксан-FYM», подготовленный к восхождению.



ПОДДЕРЖАТЬ АМБИЦИИ ЧЕХА
Но вернемся к тому, с чего начали – к мини-мокикам Холика. У них ходовая часть собственной конструкции, а моторы – 2-тактные Franco Morini. Конечно, идея, по большому счету, сумасбродная, но с другой стороны она привлечет внимание, а значит, послужит рекламным целям. Но и Ярослав – не какой-нибудь «скамейкер» – несколько лет назад он с сыном Яном за 11 дней преодолел 6000 км до заполярного Мурманска. В другой раз махнули в Альпы на высоту 3145 м. И вот теперь Эльбрус, для чего построили специальные мокики и зашиповали комплект шин.

Ярослав везет три 50-кубовых минимото JH-Pento, один – «водянка» с вариатором, два другие с моторами воздушного охлаждения и 4-скоростной коробкой передач. Однако на гору полезет два аппарата, третьему суждено стать донором в случае форс-мажора.

Добираться планируют своим ходом, через города Львов, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Минводы, с таким расчетом, чтобы начать восхождение 1 августа.

На этот раз экспедиция построена полностью на энтузиазме, поэтому желающих в ней участвовать мало. Помимо автора этих строк, в проводники вызвался краснодарец Гиви Гвирджишвили (кстати, именно он управлял мотоциклом на завершающей части восхождения). Также вышла на связь группа мотоциклистов из Нальчика, которые предложили свою помощь. Добровольцы – это, конечно, хорошо, но все равно вряд ли при отсутствии спонсирования и ограниченности во времени можно рассчитывать на подъем до самой вершины. Хотя кто знает, как все сложится...


Подготовленный мини-мокик Ярослава Холика.








Этот мотоцикл конструкции Гарагашьяна тоже планируется на подъеме.

Читайте в следующем выпуске, как можно адреналиново провести несколько дней, какая требуется подготовка, и чего это стоит… Фото из архива автора, а так же активного участника экспедиций «Мото» Сергея Груздева.

Дополнительно по теме: