СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 27.04.2017

Рынок ATV все больше "желтеет" и "спортеет"

Автор: Иван Ксенофонтов
01.04.2008
Рынок ATV все больше Версия для печати

К сезону оживилась торговля не только скутерами и мотоциклами, но и «тяжелой кавалерией» – мотовездеходами. Рассмотрим основные тенденции на Российском рынке…

Мотовездеходы, они же квадроциклы или ATV (All Terrain Vehicle –вседорожный экипаж), бывшие еще десятилетие назад в России экзотикой, сегодня популярны у широкого круга людей разных занятий и увлечений. Поддерживает эту популярность разнообразие предлагаемых конструкций мотовездеходов: детские, утилитарные («рабочие»), спортивные и спортивно-развлекательные. Если рассматривать это многообразие с точки зрения цены, то условно все машины можно разбить на две большие группы – бюджетные, с кубатурой двигателей до 400-450 см3 и ценой до 300-350 тысяч рублей, и профессиональные, соответственно, большей кубатуры и цены. В предлагаемом кратком обзоре рассматриваются, в основном, машины как раз первой группы, наиболее продаваемые в летнее время.

КВАДРОСТРОЕНИЕ ВСЕ БОЛЬШЕ «ЖЕЛТЕЕТ»
В классе бюджетных мотовездеходов за последний год произошли существенные изменения. Прежде всего, усилилась интервенция машин азиатско-тихоокеанского региона на Европу, да и на наш рынок тоже. И все потому, что цена для таких машин – очень важный показатель, порой важнее технического совершенства. Вышли из тени южно-корейские марки, такие как KYMCO, Hyosung, тайваньские CPI, SYM, прибавилось и «китайцев»: Bashan, Kinlon, Linhai, Loncin. На подходе, как показал мотосалон в Экспоцентре в марте этого года, еще целый эшелон новых имен: Longbo, Sonik, Kazuma, TGB Honling. Появились и российские компании, собирающие и дорабатывающие китайские модели.


Южно-корейский квадр от KYMCO с 500-кубовым мотором и полным приводом.


Такой же по возможностям мотовездеход, но от китайской компании CF-Moto у нас продают под пятью разными брендами.


Сборка китайских мотовездеходов в Рыбинске идет полным ходом.

Показательно, что многие из салонов, которые поначалу брезгливо открещивались от торговли такими аппаратами и продвигали только «фирму», сегодня уже придирчиво выбирают достойного «желтого» партнера. И выбирать есть из чего: количество этих фирм, а так же российских брендов, «окучивающих» китайско-корейско-тайваньских производителей уже в три раза превысило число именитых компаний. Ну, а число последних не изменилось, на рынке все та же «великолепная семерка»: американские компании Arctic Cat и Polaris, канадская Can-Am, японские Honda, Kawasaki, Suzuki и Yamaha. Они основные усилия прикладывают в развитие большекубатурных квадров, «нафаршированных» разными хайтеками типа электрического усилителя руля, экзотических видов трансмиссий с блокировками и электроникой.


Шедевр фирменного квадростроения – 950-кубовый инжекторный V-твин, сблокированный с вариатором от Arctiс Cat.

Понятно, что фирменные машины становятся все дороже, отрываясь от основной массы рабоче-развлекательных машин. Они пользуются спросом, но все же их продажи единичны, по сравнению с валом бюджетной техники, уровень которой тоже растет. О том, что азиатско-тихоокеанские квадростроители не стоят на месте говорит постоянно растущая кубатура моторов (она уже перевалила за 500 см3), не редкость полный привод, независимая подвеска колес, вариаторная трансмиссия с понижающей передачей. Устанавливаются продвинутые подвески, в штатной комплектации жидкокристаллические панели приборов и электрические лебедки, «противоугонки» и дистанционный запуск двигателя. К тому же большинство моделей, даже спортивного толка, комплектуются дорожной светотехникой и зеркалами, площадками под номерной знак, делающими легальными проезды по дорогам.


Последнее поступление от Lifan – 400 кубов, полный привод, вариатор, все независимые подвески.

ГЕНЕРАТОРЫ АДРЕНАЛИНА
Только на спортивных квадрах можно по-настоящему почувствовать вкус скоростного драйва по подготовленной трассе. Неудивительно потому, что общая тенденция мирового квадростроения (впрочем, как и производства снегоходов) – крен в сторону выпуска спортивных моделей, причем их кубатура медленно, но верно растет.


Вестник больших кубатур – Can-Am Renegate 800X.


Пожалуй, единственный признанный спортивный квадр не от «великолепной семерки» - Hyosung 450TE.

Если рассматривать этот класс мотовездеходов с точки зрения проходимости, то их рейтинг относительно других аппаратов, даже китайских, будет невысок. Только задний привод, шины небольшого диаметра, смехотворный (чуть более 100 мм) дорожный просвет. Компоновка «спортсменов» достаточно консервативна: ведущие колеса только задние, причем с зависимой маятниковой подвеской и цепным приводом.


Компоновка спортивных квадров до безобразия консервативна.

По утилитарности применения это тоже «лузеры» – ни вместительных багажников, ни фаркопа для тележки с навозом или подобным добром. Они не блещут изысканной отделкой, разными фенечками, световыми и контрольными приборами. Да и просто тронуться с места сможет не каждый – нет привычной автоматики, рассчитанный на «чайника» – применяется мотоциклетная механическая КП с ручным сцеплением, при этом движки очень «злые». Однако именно такие аппараты собирают тысячи людей на стадионах в дни проведения гонок на ATV. Ведь зрелищность скоростного прохождения виражей с заносом, или сумасшедших прыжков с трамплинов не даст ни один другой вид квадров. Наиболее раскручены гонки на ATV в Америке, собственно под рынок этой страны и выпускается большинство машин. Впрочем, не только профессиональным гонщикам-янки адресованы эти машины. Кураж уместен и в среднерусской полосе.

Кубатура двигателей спортивных квадроциклов доходит до 800 см3, а мощность – под сто лошадиных сил (сколько точно – неясно: по действующим в Штатах правилам не положено указывать предельную мощность). Наиболее распространенной является кубатура «450», машины с такими моторами имеют наилучшее соотношение мощности к весу. При этом, в угоду облегчению, на машинах нередко отсутствуют электростартер и передача заднего хода. Правда, в последнее время их все чаще устанавливают. Ведь запустить высокофорсированный «одноствольный» мотор со степенью сжатия под 13 – вещь непростая. Так же, как вытягивание вручную улетевший квадр.

Для того, чтобы выжимать максимальную скорость на кроссовых трассах, спортивные модели имеют самые совершенные подвески колес с большими ходами и полным набором регулировок. Однако штатные подвески, при всем их высоком техническом уровне, чаще всего заменяются гонщиками на тюнинговые, которые лучше отвечают индивидуальным потребностям.


Полный тюнинг гоночного ATV может удвоить его начальную стоимость.

Понятно, что весь это «хайтек» по плечу лишь самым именитым квадростроительным компаниям, да и то не всем. Да и моделей узок круг, зато каждая по-своему шедевральна. И, тем не менее, «китайцы» пытаются втиснуться и в эту нишу – с этого года модели, называющиеся спортивными, появились на нашем рынке. Правда, назвать их полноценно спортивными как-то язык не поворачивается – не тот класс, да и комплектация оставляет желать лучшего. Хотя, между нами, большая часть тюнинга тоже делается в Поднебесной, только на него наклеиваются фирменные бренды и берутся другие деньги.


Лидер по продвижению в массы спортивных квадров из Поднебесной – ижевская компания «Форсаж».






А это спортивный Lifan, показанный на мотосалоне в Экспоцентре.


Ижевские «Патроны» тоже не остались в стороне – к сезону выпустили (естественно, с помощью китайских партнеров) модель Patron Atom 250.

ТРУДЯГИ СРЕДНЕГО КЛАССА
Утилитарные ATV незаменимы для фермерских сельхозработ, охоты и рыбалки, и всех тех, кто постигает пафос экстремального гряземесительства. Кто скажет, что покупка ATV средней кубатуры оправдана лишь его умеренной ценой, будет не прав. По сравнению с машинами от пол-литра и выше, эти мотовездеходы компактнее и легче – что нередко оборачивается лучшим поведением на бездорожье. А уж экономия на эксплуатации и обслуживании – дополнительный бонус.


Так позиционируют «утилитарники» на Западе...


... а так выходит у нас.



Конструкция «утилитарников» этого класса большим разнообразием не отличается. Одноцилиндровый «четырехтактник» (воздушного, реже жидкостного охлаждения) сблокирован с клиноременным вариатором (на дешевых вариантах – ступенчатая коробка передач и автоматические сцепления) и установлен в стальную раму. Привод – карданными валами (цепи здесь не котируются) как на все, так и только на задние колеса. Подвеска передних колес независимая, на поперечных рычагах, а сзади часто применяется надежная подвеска с неразрезной осью. Но по какой особенности опознаешь «утилитарник» с первого взгляда – так это по багажникам, установленным спереди и сзади. Кроме того, эти машины способны тянуть по бездорожью и прицеп, а некоторые модели предусматривают возможность перевозить пассажира. Но не надо ожидать от них эмоций от скоростного драйва или созерцания линий современного дизайна.


На многих машинах предусмотрено место для пассажира.


Независимая подвеска значительно увеличивает клиренс, а значит и проходимость.


Цепной провод применяется редко, в основном на простых машинах.


Самый распространенный и надежный – карданный привод задней оси.


Приборные панели с ЖК-дисплеями наиболее информативны.


Диски передних тормозов глубоко запрятаны внутрь колеса.

ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ БЕЗДОРОЖЬЯ
Покупка утилитарного мотовездехода оправдана, если хозяину приходится брать с собой в поездку солидный багаж. А если хочется просто оттянуться в окрестностях родимой дачи? Тогда лучше обратить внимание на спортивно-развлекательные мотовездеходы. Хотя и они, на первый взгляд могут показаться какими-то ущербными. Для серьезных соревнований они не годятся – слабоваты моторы, слишком проста ходовая. В то же время нет у них и так любимых хозяйственными мужичками багажников, фаркопов… Кому нужны такие?


AIE MagMax 275 – невообразимая смесь стилей – но красиво!


Irbis ATV150 – типичный развлекательный квадр со скутерным вариатором и цепным приводом оси задних колес.


Patron Scaner 200, как многие спортивно-развлекательные мотовездеходы – с дорожной светотехникой и зеркалами «на всякий случай».

Чтобы ответить на этот вопрос, прикиньте: сколько людей занимается спортом профессионально, а сколько – ради удовольствия и здоровья. Сравнили? Да, в нормальном обществе «физкультурников» намного больше, чем спортсменов. Вот и спортивно-развлекательные квадры – физкультурники, тренажеры, но не стоящие в спортзале, а способные без оглядки «дубасить по гондурасам».

Назначение определяет и техническую начинку. Двигатели у таких мотовездеходов достаточно «спокойные» – как правило, унифицированы с теми, что применяются на утилитарных ATV или взяты от макси-скутеров. Трансмиссии – с облегчающими жизнь элементами автоматики: центробежными сцеплениями, иногда даже с вариаторами. Привод только на задние колеса – чтобы снизить массу машины. Подвески как у «спортов», но с ограниченными возможностями регулировок: независимая на поперечных рычагах спереди, зависимая маятниковая с неразрезной осью сзади. Зато «дешево и сердито»! Именно в этот класс с нового сезона нацелились большинство «желтых» производителей мотовездеходов.


Любопытное решение проблемы реверса – компактный планетарный редуктор закреплен на выходном валу вариатора (Irbis ATV150).

ДИТЯМ МОРОЖЕНОЕ? НЕТ – КВАДРИКИ!
Простейшие мотовездеходы – детские, они представляют собой уменьшенные копии своих «старших» собратьев. Достоинствами таких аппаратцев являются умеренные вес и габариты, позволяющие «малой кровью» решать проблемы хранения и транспортировки, а также воспитания будущих драйверов.


CPI XT50 смотрится по-взрослому.


100-кубовый Hyosung с двухтактным вариаторным мотором довольно резв.


50-кубовый квадрик – для самых мелких.

Класс детских квадриков делится на категории для детей в возрасте от 6 до 12 лет (до 50 см3) и от 12 до 16 лет (80-125 см3). Конструктивно различаются два вида – с вариаторными двигателями (с этого года чаще всего четырехтактными) и клонами прославленного хондовского мотора 4Т от Super Cub, который с автоматическим сцеплением и четырехступенчатой коробкой передач. У названных конструкция привод задней оси цепью и реверс не предусмотрен. Недавно у нескольких китайских компаний появилась более интересная разработка – с долговечным карданным приводом и передачей заднего хода, правда в коробке передач осталось лишь три скорости для езды вперед.


Интересное решение: у 110-кубового «кабовского» мотора вместо 4-ой скорости внедрен задний ход, и привод оси – карданным валом, спрятанным в трубу маятника.



P.S. Глядя на такие «игрушки», так и хочется перефразировать Высоцкого «а где мои 12 лет?»…