СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 27.04.2017

Мирная "гонка вооружений"

Автор: Иван Ксенофонтов
15.07.2008
Мирная Версия для печати

Не за горами тоскливый осенне-зимний период, когда одно из немногих удовольствий – «отжечь по полной». Озаботимся загодя выбором мотовездехода большой кубатуры...

Предложение машин «500 и выше» за минувший год значительно выросло, произошли изменения, как в составе «игроков», так и в особенностях машин и их ценах. Прежде всего, о секторе рынка пол-литровых машин, ведь многие предпочитают именно такие модели, считая их оптимумом. На то есть резоны: мощности пол-литровых моторов вполне достаточно, чтобы не спасовать перед самым тяжелым бездорожьем, и при этом еще и везти немалый груз. И все это, при сравнении с большекубатурными машинами, с малым расходом горючего. И, тем не менее, тенденция к росту кубатур двигателей и энерговооруженности квадров сохраняется.

Казавшиеся еще недавно незыблемыми каноны класса «утилитарников» – простой «одногоршковый» мотор воздушного (в крайнем случае – воздушно-масляного) охлаждения, задняя зависимая маятниковая подвеска, ныне напрочь забыты. Не осталось аппаратов с воздушным охлаждением, карбюратор уступил место системам впрыска топлива, колеса обрели подлинную «независимость».


Лишь KYMCO сохраняет верность задней маятниковой подвеске


Подавляющее большинство мотовездеходов оборудуется независимыми задними подвесками

А самое главное, изысканный дизайн и различные «фенечки» поставили жирный крест на концепции недорогого, работящего аппарата. Вот и получается, что современные произведения дизайнерского и инженерного искусства под названием ATV жалко гробить в какой-нибудь трясине, а фермеры для сельхозработ скорее купят полноценный трактор. Так что нужно понимать, что большекубатурный квадр – это изысканная игрушка для взрослых. Впрочем, это вовсе не умаляет его достоинств, ведь недаром вектор развития мотовездеходов направлен именно в этот сектор. Продвигая такую технику, большинство производителей сразу ее классифицирует как утилитарно-спортивную.


Все чаще «отжигают» на утилитарных мотовездеходах

Рост кубатур ускорился особенно в последние годы. В 2008 году Arctic Cat установил планку на отметке 1000 см3 (если точно – 951, но до литра придумали округлять заводские маркетологи).


Модель 2009 года – Arctic Cat TRV 1000 H2 EFI Cruiser

По 800 «кубов» имеют Can-Am и Polaris, 750 – Kawasaki и Suzuki, 700 – Honda и Yamaha. По компоновке набирают силу двухцилиндровые моторы V-образной компоновки (V-твины). Еще из конструктивных особенностей – четырехклапанные головки цилиндров и ставший уже неотъемлемой чертой электронный впрыск топлива (EFI).


Polaris Sportsman 800 EFI Touring


Can-Am Outkander Max 800XT

Но не «кубами едиными жив человек» – началась тотальная «гонка вооружения». И речь идет не каких-нибудь предлагаемых сельхозаксессуарах, а о вещах серьезных: лебедках с дистанционным управлением, электрических усилителях руля, спутниковых навигационных системах, которые входят в штатную комплектацию моделей.


Лебедка все чаще попадает в список штатного оборудования


Для «профессиональных гряземесителей» предназначен Arctic Cat 700 H1 EFI MudPro 2009 года со шноркелем на капоте

«Приборка», еще недавно представлявшая собой пару лампочек на руле, теперь трансформировалась в настоящий «информационный центр», отображающий около 10 (иногда и более) параметров.


Приборная панель KYMCO MXU500…


… и Can-Am Outlander

Ну, а перечень дополнительных аксессуаров может занять не одну страницу даже в прайс-листах российских салонов.


В перечень допоборудования входят даже гусеничные системы

Трансмиссия у всех производителей получила такой уровень «наворотов» для преодоления бездорожья, что достойный «офф-роад» нужно еще поискать. Эта трансмиссия мало того, что автоматическая вариаторная, в ней предусмотрено несколько режимов работы, задаваемых, как у автомобилей, рычагом селектора. Обычно он имеет пять положений: L (Low – пониженная вперед), H (High – повышенная вперед), N (Neutral – нейтраль) , R (Rear – назад) и P (Parking – стояночный тормоз).


Рычаг селектора обычно имеет пять положений

Абсолютно все большекубатурные «утилитарники» оборудованы подключаемым приводом передних колес и какой-либо системой блокировки переднего дифференциала. Вот тут кто во что горазд – применяют виско-муфты, узлы повышенного трения и механические фиксаторы, управляемые от кнопки или рычажка на руле.


Передний привод у «утилитарника»

У каждой «фирменной» компании (а их немного – всего семь: Arctic Cat, Can-Am, Honda, Kawasaki, Polaris, Suzuki и Yamaha) есть свои одна или несколько «изюминок». У Arctic Cat это самый большекубатурный мотор (951 см3), с этого года стали выпускает модификации со штатными «ветровиками» и кофрами, Honda применяет трансмиссию автомобильного типа, с гидротрансформатором и трехступенчатой автоматической коробкой передач с электронным управлением.


Honda TRX680 с гидротрансформаторной трансмиссией

У Can-Am отделение концерна – австрийская фирма Rotax выпускает 800-кубовый V-твин с выдающимися характеристиками.


Выдающийся V-твин от Rotax

Мотовездеходы Kawasaki оборудуются многодисковыми задними тормозами, работающими в закрытой масляной ванне, которые не боятся воды и грязи. Американский концерн Polaris производит уникальный шестиколесный полноприводный вездеход, применяется система закрытого багажника и быстро устанавливаемых аксессуаров.


Уникальный 6-колесный Polaris

Yamaha применяет электрический усилитель руля. Многие машины выпускаются двухместными, или допускают установку пассажирского сиденья на заднюю грузовую площадку.


Двухместные ATV уже не редкость

Отдельную группу «больших» квадров составляют аппараты, лишенные грузовой обвески и, самое главное, с полноприводной автоматической трансмиссией.


Can-Am Renegate 800X стирает грань между «утилитарниками» и «спортами»


Передний привод «Отступника»

На «чистых» гоночных аппаратах все это не применяют по причине большего веса и неспособности автоматики угадывать нужный режим. «Спортивно-развлекательные» ATV имеют лучшее, чем у «утилитарников», соотношение мощности к весу, более энергоемкие подвески и, как сейчас модно, «хищный» дизайн. Соответствуют облику и имена: Raptor (это вид динозавра), Outlaw («Вне закона»), Renegate («Отступник»). Отчасти они претендуют на спортивность, однако для гонок они слишком тяжелы. Но много ли у нас проводится таких состязаний, да и всем ли они нужны? Гораздо чаще возникает зуд просто оттянуться в окрестностях родимой дачи ради удовольствия и здоровья, повысить уровень адреналина в крови. Для этого спортивно-развлекательные аппараты – то, что «доктор прописал».


Polaris Scrambler 500 4x4

Впрочем, есть в этом секторе и чисто спортивные квадры с моторами 700 см3, построенные в духе гоночных машин. Однако по ряду причин получается, что наиболее ходовые и доведенные в кроссе машины – класса «450», и «семисоткам» с ними состязаться бывает трудно. Поэтому у них не такие экстремальные показатели, а для комфорта применяют заднюю независимую подвеску, приближая эти «спорты» к развлекательным моделям.


700-й «Раптор» от Yamaha


У Polaris Outlaw 525IRS независимая задняя подвеска

Подтягиваются к мировым лидерам и «желтые» мотопроизводители, идя тем же путем: наращивая кубатуру и энерговооруженность квадроциклов. Но при этом они удерживают ценовую дистанцию. Правда, и она постепенно сокращается: с одной стороны растет жизненный уровень в странах третьего мира, а с другой – «акулы квадростроения» сами все чаше используют узлы и детали из этих стран, снижая тем самым себестоимость.

И вот там, где еще пяток лет тому назад безраздельно господствовала «великолепная семерка», теперь появляются машины азиатско-тихоокеанских квадростроителей. Собственно, формально все то же самое: кубатура моторов перевалила за «пол-литра» и достигла 700 см3, «в ассортименте» полный привод, независимая подвеска колес, вариаторная трансмиссия с понижающей передачей.


Tramp 520 4x4 даже с V-твином!


Forsage ATV700 Sport 4х4


Утилитарный Forsage ATV700


Irbis Volkodav, мотор – 686 см3, 43 л.с. и с 5-клапанной головкой

Устанавливаются продвинутые подвески, в штатной комплектации жидкокристаллические панели приборов и электрические лебедки, «противоугонки» и дистанционный запуск двигателя. К тому же большинство моделей, даже спортивного толка, комплектуются дорожной светотехникой и зеркалами, площадками под номерной знак, делающими легальными проезды по дорогам. Для нас это важно, ведь число специальных трасс в державе можно пересчитать по пальцам…


Двухместный PM500 Persheron в штатной комплектации имеет лебедку

Правда, пока неясным остается вопрос, насколько обеспечивают продавцы гарантией и сервисом – в этом аспекте у салонов «фирменной» техники есть некоторая фора. И с точки зрения внедрения хай-тека вроде инжекторных систем и «мозгов» производители «желтой» техники пока отстают. Вопрос – надолго ли?