СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 26.04.2017

В страну советов на скутере

Автор: Иван Ксенофонтов
01.09.2008
В страну советов  на скутере Версия для печати

Вот уж не думал, что по прошествии почти двух десятков лет после распада СССР вновь окажусь в Стране Советов! На самом деле, испытывая естественную долю ностальгии по дням минувшим, оказаться в настоящей Стране Советов не испытывал ни малейшего желания. Но побывать в деревеньке с таким названием, затерянной где-то в недрах Тверской области – чем не цель путешествия?

Но сначала предстоял дальнобой – ведь по карте путь до Страны Советов немалый – более трех сотен километров. Для скутера-«полтинника», согласитесь, это расстояние. Но самое главное, был элемент неожиданности: вообще возможно ли проехать к этой деревушке? На карте показана какая-то невнятная дорога через сплошные болота, подозрительно прямая. Поискал в Интернете, нашел упоминание на сайте геокешеров (www.geocaching.su). Там люди ехали к этой точке на джипах, и охарактеризовали дорогу, как крайне разбитую лесовозами, правда, сообщалось, что лебедку они не разматывали… Последнее звучало успокаивающе, и я засобирался в путь, прихватив на всякий случай весь походный скарб. Как то: штурмовую палатку, спальник, коврик, газ и котелок, дождевую одежду и пищевой НЗ на два дня. И еще карту, GPS и, конечно, фотоаппарат. Ну, а для «Паучка» (ехал я на Spider’е от Huatian, про него читайте в одном из прошлых выпусков ) прихватил ремень, камеру, насос и расширенный комплект инструмента. В общем, все то, что, по моему мнению, желательно иметь в пути, если едешь дальше околицы родного города .

Первый прогон, для экономии времени, совершил по Новой Риге. Конечно, по Волоколамскому шоссе было бы интереснее, один Новоиерусалимский монастырь чего стоит. Но не стал размениваться по мелочам, до него какие-то 45 км, всегда можно заскочить в выходной. Но все же решил отдать дань памятникам старины. Примерно на 98-ом километре свернул со скоростной трассы и через 26 км попал в Теряево, где расположился один из красивейших монастырей Подмосковья – Иосифо-Волоцкий. Я был здесь лет 15 назад, причем тогда тестировал первый в державе «Урал-Соло». Помню в «Мото» была фотография как раз на фоне древних стен на берегу озера. И сейчас ничего не изменилось, озеро на месте, а монастырь, ранее малоизвестный и зачуханный, расцвел. Очень советую посмотреть, ведь до него из Москвы каких-то 125 км…


Иосифо-Волоцкий монастырь



Волоколамск совсем рядом – надо заехать. Сколько раз приезжал по Новой Риге мимо, и только видел издалека белеющий шпиль кремля. А тут городок оказался по пути в Страну Советов. В центре своеобразным знамением попался на глаза бюст Ленина, бывшего вождя бывшей страны. С ним выделывали что-то непонятное: то ли строили мавзолей, то ли собирались утроить рядом небольшой крытый рынок.


В центре Волоколамска чистенько и опрятненько


С Лениным проделывают что-то непонятное…

Дорога оказалась на удивление приятной: широкая, машин немного, асфальт хороший, просто мечта скутериста. Вскоре стало еще лучше – придорожный щит извещал, что я въехал в самый экологически чистый район Подмосковья. Немного понимая, что к чему, и учитывая географической расположение (до столицы 150 км) на человеческий язык это переводится так: руководству района удалось побороть всяческую промышленность и полностью загубить сельское хозяйство, переведя население на обслуживание отдыхающих москвичей. Подтверждение тому – заросшие бурьяном поля и отсутствие грузовиков. Что же, порадуемся на пути в Страну Советов, которой это никак не удавалось до конца.


Без комментариев…

В Лотошино заправился первый раз за дорогу. Неплохо – проехал почти 200 км и дополнил бак до краев за 100 рублей. Так начнешь любить моторы 4Т! Вскоре, за Афанасово, встал вопрос – куда ехать? По картам какие-то дороги в расположенный в Тверской губернии городок Старица шли, но их состояние и достоверность источника были неясны. В прошлом году, тоже на скутере, пытался проехать по одному из маршрутов, но в селе с характерным названием Холопово Городище все дороги кончились, и я уперся в реку.

Дело в том, что у нас в стране в деле дорожного строительства действует центростремительный принцип: чем ближе к центру области, тем дороги лучше. И наоборот… А что творится на границе областей – никому до того дела нет, если конечно там не проходит трасса государственного масштаба. Часто бывает, что между двумя деревнями два километра, но они расположены в разных областях, и люди вообще не знают, что там, у соседей. Только благодаря карте отыскал нужный отвороток по указателю «Раменье 4». И начался тряский грейдер, очень даже навязчиво напоминая, для чего созданы скутеры, какого размера на них колеса и какие гады китайцы, что не делают нормальных подвесок… Впрочем, с последним я погорячился – грех было ругать подвески «Паука», ведь у него сзади стояли «типа газовые» амортизаторы, которые делали все, что могли. (Как в том анекдоте «Не стреляйте в пианиста, он играет, как может»). Просто дорога случилась очень тряская…

Мучимый сомнениями, туда ли еду, вдруг увидел заветный указатель «Старица». Еще одно напоминание, что «совок жив!» – нет было поставить указатель на съезде с основной дороги!

Межобластная граница одновременно являла собой границу между «дорожьем» и бездорожьем. О том, что это все же «дорожье» (а то я было засомневался), подсказал невесть откуда взявшийся рейсовый автобус «Старица-Москва». Да не просто автобус, а «агромаднейший», где люди сидят вверху. Наверное, такие автобусы пустили здесь для того, что если он (не дай Бог) слетит в болото, то в нем можно спокойно сидеть и ждать вертолета МЧС.


«Дорожье» на межобластной границе

Настроившись ехать по такой дороги оставшиеся до Старицы 60 км часа четыре (максималка не превышала 20 км/ч), вдруг в селе Гурьево начался асфальт. Как же я забыл о центростремительном принципе!

А знаете, чем село отличается от деревни? Я сам не знал, но меня просветил подвыпивший пастух, когда я спросил:
– «Здрасьте, а что это за деревня?».

От обиды он даже выронил бычок (кажется, это был легендарный «Беломор-канал»): «Сам ты деревня. Это же село – вон храм стоит. Село Гурьево». Храм являл крайне живописную степень разрухи, именно в таком состоянии в Стране Советов поддерживали культовые заведения. Впрочем, не только их, музей (уж не знаю чего) в другом селе Степурино выглядел не менее антично…


Храм в селе Гурьево


Музей в Степурино

В том же Степурино наблюдалось некоторое оживление. На главной площади – ярмарка под лозунгом «Эх, веселись народ!». Помню, как любили лозунги в Стране Советов, но они больше были сексуального плана, о Большой и Взаимной любви … Советского народа и КПСС. Впрочем, тут все чисто, без извращений: народ был Он, а партия – Она. Кстати, это сейчас молодежь (да и не только) начинает хихикать, при малейших намеках на сексуальные отклонения. У меня, например, жена работает в школе, так там невозможно на уроках алгебры рассказывать про многочлены. А как веселятся на физике, когда им объясняют закон Гей-Люсака. Зачем, говорят учителю, нам знать о сексуальных наклонностях Люсака!

Но вернемся в Степурино. Там, как и в Советские времена, лозунг висел, а веселья особого не было …


Ярмарка в Степурино

И еще один привет из прошлого: все магазины по пути назывались одинаково: «ТПС». Нет, эта не новая «сеть» типа Ашана или Меги, все проще, если сами не догадались. ТПС – это Товары Повседневного Спроса. То есть спички, водка, презервативы и хлеб, все в одном супермаркете размером с гараж.


Еще один привет из прошлого

А вот и Старица, старый город на Волге, и на автотрассе Тверь-Ржев. Через реку переброшен уникальной высоты мост, не сфотографироваться на фоне которого невозможно. Рядом – небольшой, но живописно расположенный Успенский монастырь, мимо него шла булыжная дорога к переправе. Здесь, почти в центре города мостовую не трогают. А в других местах копатели уничтожают старые дороги – все на продажу. Такого в Стране Советов не было, там старые дороги не трогали, на всякий случай. Да и кому были нужны камни, для чего? Тогда с таким боем отвоевывали шесть соток на болотах под дачные скворечники из бросовых материалов. А чтобы забабахать фундамент с опалубкой и несметным числом мешков цемента (который в частные руки не продавали) нужно было быть как минимум третьим секретарем Обкома. Это даже покруче, чем сегодня депутат Госдумы.


Шедевр мостостроения в Старице


Вид на Успенский монастырь на берегу Волги


Старая дорога на переправу


Дорога – на продажу

В Старице начался второй «пампасный» участок, собственно который и должен привести в Страну Советов. В городе была АЗС, но не заправился, привыкнув к частому расположению АЗС. Забыл, старый пень, как в Стране Советов отправляясь куда-нибудь из родного города везли максимальное количество горючего, как ночевали по дороге с Югов на АЗС в ожидании бензина или получали желанную десятку литров по звонку из Райкома, если там удавалось разжалобить ответственного работника… Забыл, расслабился, и вот результат – бензина, если дороги к Стране Советов нет, никуда уже не хватит. Поэтому в Луковниково, последнем селе, откуда нормальная дорога отвоврачивает в Торжок, озаботился опросом местных жителей. А то вдруг джиперы соврали, и лебедку все-таки разматывали – тогда мне точно «ловить» нечего.

Сведения оказались противоречивыми. Молодой парень, будучи довольно навеселе, подробно, но сбивчиво объяснял, как проехать. Однако его состояние, а главное то, что он попросил 20 рублей «за консультацию», внушало сомнения. Остановил байкера на крайне ушатанном «оппозите», без глушителей и генератора (вместо него был привязан веревкой позади сиденья автомобильный аккумулятор). Тот сказал, что дорога такая хреновая, что я вряд ли проеду, и лучше двигать сразу в Торжок. Оставалось третье, решающее мнение, его спросил у водителя «Газели». Хотя мужчина не очень внушал доверие своим цыганским видом (да и по деревне полно шастало цыган), но денег он не попросил сказав, что дорога есть, и по ней он сам ездил. Аргумент оказался решающим, вперед, в Страну Советов!


«Луковки» в Луковниково

Напевая «Как хорошо в стране Советской жить… (правда, из этой песни знал еще только вторую строчку «как хорошо стране родной служить…), незаметно глотал километры. Асфальт пошел старый, обочины заросли полуметровой травой, ни знаков, ни машин, даже жутковато. Вдруг там, как в фантастических фильмах, аномальная зона и работает машина времени?

В деревне Бабино встретил пацанов на скутере Honling Boomerang, но они ни про Страну Советов, ни про дорогу в нее ничего не слышали. Через 7 км встретился мост, перед ним отвороток без указателей. Интуиция, подкрепленная GPS посоветовала свернуть. Свернул, и попал на ту самую дорогу на карте, проложенную стелой через болота. Она оказалась на удивление в неплохом состоянии. Уж не знаю, когда здесь были джиперы, но сейчас проехать возможно, даже на любой машине. Красивейший участок, дорога изредка выскакивает из густого болотистого леса на всхолмленную местность.


Такая дорога ведет в Страну Советов



Вот и река Большая Коша, до цели путешествия совсем недалеко. Остановился у моста, неподалеку – развалины старого моста, по нему и ездили в Страну Советов. Кстати, очень показательно, что деревню расположили не в красивом и благодатном месте, а за несколько километров, посреди чистого поля. Это чтобы неповадно было Советскому человеку расслабляться и предаваться лени. Так было принято, чтобы держать народ в форме: то Целину поднимать, то БАМ обустраивать, то на Север всех гнать. Только бы не жить так, где хорошо и привольно.


Живописная Большая Коша


По этому мосту ездили в Страну Советов


Лес кормит…


Сюрприз на дороге

А вот и Страна Советов. Ее охраняют покруче Железного занавеса – автобусы не ходят, легковые машины тоже не в любую погоду пройдут. Да и вообще, что тут делать – так искренне удивилась встреченная женщина. А раньше было по другому. Еще два десятилетия назад жили шумно, весело, почти двести человек всех возрастов. Все было: магазинчик, аптека, клуб. Сейчас же жилые четыре избы, главная улица покрыта травяным ковром – ездить некому, да и не на чем. …


Вот она, Страна Советов!

Весь автопарк стоит на виду: 401-й «Москвич» и «Запорожец». Есть еще конная косилка, совершенно исправная, да вот незадача: коня недавно сперли. Как это по-Советски!

Кстати, в настоящей Стране Советов было туговато с машинами, да и деньгами на них. Вспоминается анекдот, как еврей покупает автомобиль, и его тут же вызывают к следователю.
– Гражданин Рабинович, откуда у вас, простого Советского человека, деньги на новый «Запорожец»?
– Това’ищч начальник, я мотоцикл с коляской п’одал, накопил, занял и вот купил…
– Хорошо, а откуда у вас взялись деньги на мотоцикл с коляской?
– Това’ищч начальник, я мопед п’одал, накопил, занял и вот купил…
– Хорошо, а откуда у вас взялись деньги на мопед?
– Това’ищч начальник, я велосипед п’одал, накопил, занял и вот купил…
– Хорошо, а откуда у вас взялись деньги на велосипед?
Рабинович вскакивает и гневно кричит:
– А вот не надо г’ажданин следователь, за велосипед я уже отсидел!!!


Автопарк на приколе

И уж никогда было не встретить брошенные машины или кузова. Если кому удавалось, на зависть всем окружающим, завести автомобиль, то он его бережно хранил, латал, понимая, что другого может не быть, и передавал по наследству.

А еще в Стране Советов есть новенький телефон, только людям этой Страны забыли рассказать, как по нему звонить. Может, буренка, лежащая рядом, и знает, но молчит, зараза…


Центральный проспект


Кому бы позвонить?


Бывший магазин

Да, раньше все было по-другому, но ни в прошлую Страну Советов, ни в эту как-то не тянет (да и никто не приглашает), надо ехать дальше. Собственно, на этом можно было бы и завершить ностальгический рассказ. Но маршрут не закончен, ведь из Страны Советов надо еще выбраться «к людям», на нормальную дорогу. А пока трясся еще 20 км до поселка Ранцево, что на железнодорожной ветке Лихославль – Торжок – Соблаго, соединяющая октябрьский и бологое-полоцкий хода. И здесь я увидел жуткий раритет – действующий семафор!

Мало кто из современных людей улавливает разницу между светофором и семафором, думая, что это одно и тоже. Семафор – это вертикальная мачта, на которой установлены одно или два поворачивающихся крыла, и никаких световых устройств на нем нет. Горизонтальное положение запрещает движение (соответствует красному свету), а наклонное под углом 135 градусов – разрешает (зеленый свет). Комбинация из положений двух крыльев позволяет подавать поезду дополнительные сигналы, аналогичные например двум желтым огням светофора. Семафоров осталось очень мало, примерно на 10 из 1500 станций РЖД, и вот я вижу один из них! Любопытен и привод – посредством длинного троса, который проходит по блокам к будке стрелочника. Трос закреплен на барабане с ручкой, которую вращает стрелочник. Кстати рядом другой раритет – ручная стрелка.


Действующий семафор – большая редкость

А еще в Ранцево получил последний в этот день привет из Страны Советов. На стене большого по сельским меркам Дома культуры изображены одухотворенные Советские люди, рабочие и колхозницы, мужественные строители Коммунизма. Только вот получать порцию культуры пришли … козы. Больше желающих не нашлось!


Культуру – в массы!

Эпилог
Выехав на нормальную трассу в Кувшиново, взял курс на Селигер, куда благополучно прибыл глубокой ночью. Кому интересно, всего за день (15,5 часов) пройдено 520 км, чем улучшил собственный рекорд суточного пробега на «полтиннике». А на бензин потрачено 280 рублей – в свое время, в Стране Советов работая инженером, это была моя двухмесячная зарплата. А литр бензина тогда стоил, сколько семь коробков спичек – 7 копеек. Такие вот дела…

Благодарю Ярославскую компанию «Бизнес-Инвест» (www.yarmoto.ru) за предоставленный для ностальгического путешествия скутер.