СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 27.04.2017

Посидим рядком...

Автор: Иван Ксенофонтов
15.09.2008
Посидим рядком... Версия для печати

Увидев в салоне вроде бы мотовездеход, но с автомобильным рулем и сиденьями «бок-о-бок» люди гадают: что это – то ли тракторенок, то ли маленький грузовичок, то ли багги. А что же это на самом деле?

Если подходить с точки зрения органов управления, то это автомобильная техника. Но до джипов она явно не дотягивает – нет присущего им комфорта, даже самого элементарного, который есть у «уазиков» или схожих с ними по этой части «дефендеров»: крыши над головой, печки, лобового стекла со стеклоочистителем и омывателем. С мотовездеходами, а собственно, из них и вырос этот необычный класс, роднят шины, подвески, мотор. Но отличают замкнутый руль и посадка рядком, да еще спинки у сидений. Это помогает избавиться от «врожденных» недостатков мотовездеходов: одноместности, малой грузоподъемности, уязвимости водителя в непогоду и низкой пассивной безопасности. Вообще, появление автоквадроциклов – закономерный шаг, в некотором смысле повторяющий историю совершенствования «настоящих» автомобилей, которую многие считают историей увеличения комфорта. На рубеже 19-20 веков авто эволюционировали от высокой повозки с мотором и водителем-кучером на тряских рессорах и деревянных колесах в удобные многоместные экипажи. Точно также автоквадр значительно комфортней обычного ATV.

Назвать багги – неверно, поскольку те машины имеют сугубо спортивную направленность, и у них не встречается полный привод. Трактором тоже не назовешь – амбиции у нового класса явно выше, как и цена. По компоновке основных агрегатов они ближе всего к мотовездеходам – мотор расположен посредине, между сиденьями водителя и пассажира, сверху закрыт пластиковым кожухом. Трансмиссия и шасси такие же, как на утилитарных мотовездеходах – автоматический вариатор с возможностью подключением переднего привода, блокировкой дифференциала, понижающей передачей и задним ходом. Передняя и задняя подвески — чаще всего независимые, с большим рабочим ходом.


Классическая компоновка автоквадра (2008 KYMCO UXV500)

Многим не нравятся мотовездеходы из-за того, что на них нужно сидеть «верхом» на сиденье без опоры для спины, держать в руках руль-палку, на которой сосредоточены какие-то рычаги и переключатели. И при этом, чтобы не сделать «уши» на поворотах, нужно активно работать телесами, перемещаясь из стороны в сторону. То ли дело при автомобильной посадке – сидишь расслабленно в кресле со спинкой, в руках привычная «баранка», под ногами – педали: одна тормоза и одна «газа».


Руль - как у спортивной машины (Aeon Cube)


Торпеда выглядит аскетично, но на ней все есть

Пассажир тут же, рядом, и не надо беспокоиться, что он вывалится на кочках или при резком разгоне. Защита от непогоды тоже выше, чем на квадре, да и перевезти в кузове можно много чего. Имеются ремни безопасности, сзади и сверху сидений установлен каркас безопасности, на него можно установить дополнительные фары и легкосъемную кабину. «Вход», как у автомобилей — сбоку, но самих дверей нет, или они упрощенной конструкции. В общем, с какой стороны не посмотри, у автоквадров одни «плюсы». Даже удивительно, что вышли на рынок они совсем недавно, гораздо позже ATV.


Роскошные сиденья с ремнями


Под ногами - две педали

Трудности возникают не только с классификацией, но и с названием класса. Даже за границей, где автоквадры продаются более 15 лет, их именуют по-разному. Чаще всего – UTV (Utility Vehicle – утилитарное транспортное средство), а также «SxS» (side-by-side, что буквально переводится как «бок-о-бок»), или MUV (Multipurpose Utility Vehicle – многоцелевое транспортное средство). Нередко и по названию модели, которая у каждого крупного производителя стала именем нарицательным. Так, у Kawasaki это Mule («Мул»), Polaris – Ranger («Рэйнджер, то есть боец диверсионно-разведательного подразделения»), Arctic Cat – Prowler («Бродяга»), Yamaha – Rhino («Носорог»), Deer – Gator («Аллигатор»). Кстати, термин «автоквадроцикл» – не устоявшийся, если честно, это я его ввел в обозначение класса, когда два года назад писал обзорную статью для издательства «За рулем».

В общем, принимать следует эти необычные модели такими, какие они есть – гибриды, заполняющие нишу между мотовездеходаим и внедорожными автомобилями.

Кому же предназначены мотовездеходы класса side-by-side? По замыслу создателей тем, кому автомобиль-пикап слишком велик и тяжел, а мотовездеход мал и, к тому же, излишне «спортивен». В Америке, на чей рынок в основном и нацелены аппараты, их покупают фермеры, строители, работающие вдалеке от дорог, сельские жители, охотники, рыболовы, лесники. Благодаря объемному кузову машинки удобны и для перевозки инвентаря для гольфа.


В Америке автоквадры помогают фермерам


Или используются строителями

А Polaris Ranger и Deer Gator используются наряду с «Хаммером» в вооруженных силах США при проведении спецопераций. Немаловажно, что Ranger MVRS800 «вооружен» 760-кубовым 40-сильным двигателем Patriot, который разработан в содружестве с австралийской компанией Orbital Corporation и может работать как на стандартном армейском топливе JP8 (керосин), так и на бензине или солярке. Мотор оборудован прямым впрыском топлива в смеси с воздухом и зажиганием от свечей.


Армейский Polaris Ranger MVRS800

Еще одно важное предназначение – охота, для машин выпускаются специальные кронштейны дли перевозки футляров с ружьями, которые закрепляются на трубах защитного каркаса. С таким же успехом вместо ружей можно закрепить удочки – и поехать на рыбалку.


На них можно покорять и наше бездорожье...


Или использовать для уборки снега


Гусеничные системы расширяют возможности машины

Несмотря на очевидные достоинства автоквадроциклов, их производят сравнительно недавно и ограниченное число фирм. На американском рынке одними из первых в 1993 году появились «утилитарники» семейства Gator от старейшей американской «тракторной» компании John Deere (современной название Deere & Company). Эстафету приняла японская компания Kawasaki – в том же 1993 году она вывела в свет модель Mule 2510.


Kawasaki Mule 2510 1993 года


Современный самый маленький Kawasaki Mule 600

А годом позже крупнейший американский производитель мотовнедорожной техники и снегоходов Polaris запустил сразу две модели под именем Ranger, в том числе одну колесной формулы 6х6. Успех новых машин подтолкнул другого японского мотогиганта Yamaha к разработке модели Pro Hauler 700, а позже семейства Rhino.


Yamaha ProHauler 700


Yamaha Rhino 700 - самый клонируемый сегодня автоквадр

В том же 2003 году разродился автоквадроциклом и канадский концерн BRP – модель называлась Sarasota 1000, и подготовлена она была в содружестве с Deere & Company. Впрочем, выпускалась она всего два года.


Bombardier Sarasota 1000 2003 года

В 2004 американский филиал крупной японской «тракторной» компании Kubota Tractor Corp. выпустил модель RTV900 с трехцилиндровым дизелем и гидромеханической трансмиссией. Годом позже еще один американский производитель ATV и снегоходов Arctic Cat выпустил свою версию «бродяги» под названием Prowler. Сегодня на рынке Америки присутствуют еще автоквадры «своих» компаний E-TON America и Toro Workman.


Современные Deere Gator 850D XUV


2008 Toro Workman 2110


2008 Toro Workman Diesel 4300 4WD


2008 E-TON America Rover GT

Несмотря на гораздо более позднее, чем ATV появление на рынке, автоквадры – надо отдать должное, эволюционируют гораздо быстрее. Если для того, чтобы переступить «пол-литровый» рубеж кубатуры мотовездеходам понадобилось 26 лет, то машины класса Side-by-Side уже родились «большими», а в сезоне 2009 года американская компания Arctic Cat подняла планку кубатур до «литровой» отметки: на Prowler XTZ 1000 установлен двухцилиндровый V-твин. Он – с системой впрыска, которая, к слову, с этого года стала обычной на подавляющем большинстве машин и других компаний.


2009 Arctic Cat Prowler XTZ 1000 H2 EFI

Каждый из производителей имеет свою «фишку». У Deere и Polaris это шестиколесные полноприводные модели, на задние колеса которых можно надеть легкие гусеницы. Kawasaki и Deere «культивируют» дизельные двигатели с «ломовым» крутящим моментом «на низах», машины Kubota имеют гидроподъемник кузова и могут оснащаться легкой кабиной с кондиционером воздуха. У новинки 2009 года в классе Side-by-Side модели Honda Big Red целый набор «вкусностей»: казалось бы допотопный мотор с нижним распредвалом (схема OHV) дополнен современной инжекторной системой питания. На главная «фишка» – фирменная автоматическая гидравлическая трансмиссия Hondamatic с тремя ступенями движения вперед.


2009 Honda Big Red

Общая тенденция развития автоквадров – наращивание кубатуры мотора и мощности, «оспортивливание» моделей, причем в ущерб их утилитарности. Яркий пример тому – «поларисовский» Ranger RZR 2008 модельного года. У этого «острого» «Рэйнджера» новая компоновка – мотор переехал назад, за сиденья водителя и пассажира, которые, кстати, стали анатомическими. Фермерский кузов уступил место крохотному каркасному багажнику, в общем, машина приблизилась к багги как внешне, так и по улучшенным ходовым качествам. Аппарат выделяется самым мощным инжекторным мотором (760 см3, 64 л.с.).


2008 Ranger RZR


2009 Polaris Ranger RZR S

Модификация 2009 года Polaris Ranger RZR S еще более «оспортивлена»: с увеличенным клиренсом и ходами подвесок, для повышения устойчивости расширены колесные арки. Неудивительно, что аппарат имеет и самую высокую среди всех автоквадров максимальную скорость – 101 км/ч. К сезону 2009 года появилась малокубатурная версия популярной «Бритвы» Polaris Ranger RZR 170. В 2009 году появится в Америке и «Рэйнджеренок» – единственная детская в классе Side-by-Side, управлять которой можно с 12 лет.


2009 Polaris Ranger RZR 170

Тем же путем пошли было и апологеты самого ултилитарного семейства – «мулов», у которых «максималка» ограниченена 40 км/ч. Абсолютно новый автоквадр Kawasaki Teryx получил мощный 750-кубовый V-твин. Однако, показанный еще к конце прошлого года, он так и не пошел в широкую продажу, и судьба его неизвестна. А вот утилитарные «Мулы обновили», придав «морде лица» выражение классических американских грузовиков.


2007 Kawasaki Teryx 750 4x4


2009 Kawasaki Mule 4010 Trans4x4

О том, что класс Side-by-Side развивается, говорит применяющийся «хай-тек», такой как электрический усилитель руля (EPS). Этими системами с нового сезона оборудуются «Мулы» серии 4010, а также Ranger HD. А для того, чтобы привлечь новых покупателей, компании расширяют свои модельные ряды. Как я упоминал, Polaris предлагает детский 170-кубовый аппарат. А Arctic Cat «пошла вширь», помимо упоминавшегося «литрового» «Бродяги», выпустила версию с мотором меньшей кубатуры (550 см3), чем была на машинах в прошлом году. Рекордсмен по числу моделей Polaris, у него в 2009 году заявлено 15 машин, чуть отстает Kawasaki – 10.

Однако до российского рынка пока доходят единичные модели «фирменных» автоквадров. Причин несколько, но основная – цена. Так уж получается, что она у нас вдвое выше, чем за рубежом. И если в случае снегоходов или «боевых» мотовездеходов это проходит (их покупают для развлекательных целей те, кому они по карману), то с утилитарными машинами SxS дело обстоит по-другому. Кому действительно нужна такая машина, скорее купят за те же деньги какой-нибудь «уазик» или трактор «Беларусь». Там и комфорт выше, и грузоподъемность, но самое главное – можно ездить по дорогам.

Другое дело купить такой автоквадрик раза в два дешевле, как дополнение к «уазику» или трактору. И потому не удивительно, что, почувствовав спрос в этой нише, к нам стали завозить автоквадры от «желтых» производителей. Те как раз «набили руку» на мотовездеходах, и доросли до больших кубатур и автоматических трансмиссий. Таковы, к примеру, машины от Aeon, KYMCO, CF-Moto, Linhai-Tramp. Как и при производстве мототехники, они за основу машин Side-by-Side берут «фирменные» японские модели, но при этом цена получается гораздо ниже.


Aeon Cube 350 4WD


Forsage HS700UTV


Foxer UT500 4WD


Helper UT500 4WD