СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 26.04.2017

По газам. Часть 3. Бегство от весны

Фотоальбом
Автор: Иван Ксенофонтов
28.04.2009
По газам. Часть 3. Бегство от весны Версия для печати

Снегоходный пробег Рыбинск-Салехард
Часть 3. Бегство от весны
Вынужден извиниться перед читателями за перерыв в повествовании – он произошел не потому, что мы обломались или сошли с маршрута, а из-за отсутствия Интернета по пути. И вот 21 апреля, на 37 день мы достигли крайней точки маршрута (пос. Салемал, что на 180 км севернее Салехарда), пройдя около 4000 км…

Известна присказка (из детского фильма «Айболит-66») «Нормальные герои всегда идут в обход»… Так и мы – если бы шли кратчайшим путем к Салехарду, то наш маршрут выглядел бы так: «по газам» (газопроводу) до Ухты и чуть дальше Вуктыла, дальше перевалить через уральский хребет по технологической дороге до пос. Приполярный, от которого начинается заветная сеть зимников до самого Салехарда (кому интересно: Приполярный – Хулимсунт – Игрим – Березово – Теги – Мужи – Салехард). Такой путь занял бы от силы три недели (из Рыбинска), и мы бы спокойно ехали по снегу. Но нас понесло на ставшее культовым с подачи ТВ плато Маньпупунер, где расположено одно из семи чудес России – Столбы выветривания. Этот переход отнял более двух недель, в итоге мы попали за Урал в разгар весны, когда снежные зимники протаяли и пришлось объезжать их по рекам.
Но вернемся к концу прошлой части рассказа, когда мы, отдохнув денек в Усть-Куломе, взяли курс к Уральскому хребту. Отъехав от райцентра, столкнулись с тем, что автодороги протаяли до самых обочин. Пришлось идти по насыпи УЖД (так местные называют узкоколейку, рельсы которой недавно сняли). Путь запутанный, но нам помогли Усть-Немские предприниматели Леонид и Николай Игнатовы: нашли проводника, матерого охотника Александра по прозвищу Беспалый. Тот как будто только и ждал приглашения прогуляться в тайгу на недельку за 80 км от поселка (обратно-то ему предстояло идти на лыжах).
Эта часть пути вышла предельно экстремальной: была оттепель, снегоходы проваливались, и местами Александр торил путь на лыжах. Так шли по тайге четыре дня, ночевали в избушках, которые наш проводник безошибочно находил. Нам повезло: от последней избушки шла «буранка» до Якши, видимо кто-то приезжал поохотиться.
Якша – крайняя точка республики Коми, в поселке расположено управление Печорско-Илычского природного заповедника. В заповеднике посетили уникальный музей, нам рассказали, как по кордонам заповедника можно перевалить через Уральский хребет (хотя на их памяти никто на снегоходах этого не делал). Зам. директора Андрей Григорьевич Куприянов накормил, попарил в бане, разместил в гостинице заповедника и выдал пропуска (с этим тут строго), пообещав отслеживать наши перемещения по ежедневной радиосвязи с кордонами. Однако за три дня блужданий по девственной тайге Печорского заповедника мы так и не смогли пробиться по профилю заповедника к нужному кордону, и вернулись по Печоре к людям и заправке.
От Комсомольска-на-Печоре изменили тактику – поехали по реке (все равно кордоны на ней стоят) – хотя и длиннее, но не надо блуждать среди тайги. Повезло с погодой – ночами морозило и мчались по насту без проблем. Так проехали по Печоре и Илычу 175 км через два кордона, на последнем сказали, что дальше Илыч вскрылся, и надо ехать по старому Екатерининскому тракту (его еще называют Сибиряковским). Выход на тракт показал охотник Иван, и через 40 км мы были на том кордоне Ляга, к которому безуспешно ломились на прошлой неделе. Отсюда предстояло перевалить хребет, по пути заехав на плато Маньпупунер. Лет пятьдесят назад это бы не составило труда – по тракту тогда ездили на лошадях с санями. Но сейчас все так заросло, что даже работник кордона Андрей Богданов, вызвавшийся нас проводить до плато, не мог найти дорогу. Андрей поехал на своем «Буране», прихватив спец инвентарь, которого у нас не было: большой топор и бензопилу. А вот подробных карт не было и у него, а наш GPS писал только трек на чистом листе.
Устроив базовый лагерь в избушке под горой, два дня искали и пилили дорогу. Опять повезло: спилив энное число деревьев, вдруг натолкнулись на свежие следы снегоходов, которые с той стороны Урала ехали на плато. Тут Аркадий осуществил свою мечту – поднялся к Столбам выветривания.
После пологого перевала пошла хорошо пропиленная дорога для снегоходов, которая привела к драге. Там нас накормил человек по имени Виктор, объяснил дорогу к зимнику к ближайшему поселку Нюксимволь, где мы заночевали у знакомого Виктора Сергея Рублева. Жена Сергея, работающая в аэропорту (один рейс в неделю), описала дорогу до Салехарда по зимникам: Хулимсунт – Игрим – Березово – Салехард. На следующий день поехали, но у Хулимсунта поняли, что радость наша преждевременна: интенсивное движение от поселка газовиков превратила зимник в грязевую ванну, ехать по которой на снегоходе невозможно. Да и в сам поселок, где надо было заправиться, въехать оказалось невозможно – по бетонным плитам молодежь уже каталась на роликах и велосипедах.
Но опять помогли добрые люди – Сергей Гофман на машине отвез канистры к заправке, а пока мы заливались, вернулся и вручил четыре банки тушенки. И объяснил дорогу – если невозможно ехать по зимнику, надо ехать по реке, вдоль которой он проходит. Так мы и шли два с половиной дня по Сосьве 380 км, переночевав у манси Василия Лыткина в деревне Кимкьясуй. Первый день была жара, говорят, что днем доходило до +15, второй день похолодало, а на третий поднялась пурга, и мы чуть не проскочили Игрим, стоявший за мысом. Это путешествие по реке было хотя и не такое тяжелое, как описанное во второй части по Вишере, но тоже достаточно сложное. Буранные следы были кусками, местами выступала вода, а ближе к берегу лежал глубокий снег. Выработали тактику: первым торил дорогу полностью разгруженный снегоход, а если он начинал проваливаться в воду, второй с санями успевал уйти к берегу. Увязаний и толкания хватало, и за «рабочий день» с 5 утра до 7 вечера нарабатывались до упаду. При этом питались горячим один раз в день (вечером), если хватало сил, а утром и днем – чай с чем придется. Кстати, это лучшая фитнес-диета: к концу экспедиции Аркадий сбросил 6 кг, а я все 10!
Пурга на третий день оказалась как нельзя кстати: смогли проехать через большой современный поселок газовиков Игрим (через него нас любезно проводил один из местных жителей). На выезде, впервые увидев указатель «Салехард 530 км», радости не было границ, тем более, что дорогу основательно припорошило. На одном дыхании, несмотря на страшную пургу, проскочили 100 км до райцентра Березово (кстати, одного из старейших городов Сибири), где отдались (в первый и последний раз за поездку) расслабляющему уюту гостиницы. Просушились (на реке промокла не только палатка, но и спальники), а самое главное, получили денежный перевод – за 35 дней бюджет экспедиции (40 тысяч руб.) был истрачен полностью.
Путь по зимнику большей части проблем не вызывал, хотя тоже встречались протаявшие до земли места. Кстати, зимник закрывали к 20 апреля. В одном поселке (Азовы), уже на территории Ямало-Ненецкого АО, нас поселили в здании администрации, не спросив документов и не взяв денег. Вещи, как объяснили, можно оставлять на снегоходах: «у нас не воруют»…
Вот и Салехард, город контрастов: полно дорогих иномарок (в том числе и фирменных снегоходов), современные дома строят канадцы, турки. Городу более 400 лет, стоит он точно на Полярном круге, в окрестностях находят мамонтов. Но цель нашего путешествия оказалась еще севернее на 180 км – поселок Салемал, где снегоходы были сразу проданы. По дороге встретили кочующих оленеводов, живущих в тундре своим укладом сотни лет (разве что прибавились в быту снегоходы), но это уже другая история…
Главный итог экспедиции, помимо спортивно-технической – мы открыли для себя новый край, суровый и в то же время прекрасный своей природой и, это более важно – людьми. Такое дорогого стоит!

Итого за 37 дней пройдено около 3763 км (при этом один снегоход использовался для разведки, его пробег составил 4132 км). Бюджет экспедиции составил (с билетами на поезд) около 65000 руб.; израсходовано 912 литров бензина А-92 и 320 литров бензина А-80, при этом самый дорогой бензин (26=50) был в пос. Хулимсунт. Средний расход составил 15,6 л/100 км (на снегоходы установлены 4-тактные моторы Briggs&Stratton).
Благодарим всех, кто помогал на маршруте, а так же Дмитрия Тараева из рыбинской компании «Турмаркет» за предоставленные снегоходные костюмы и компанию Liqui Moly за специальную «синтетику» для снегоходов. Особая благодарность Виктору Манита (пос. Салемал) за прием и проводы на Большую Землю.

Дополнительно по теме: