СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 24.04.2017

«Проходимец» с чертами скутера

Автор: Иван Ксенофонтов, фото автора
23.04.2012
«Проходимец» с чертами скутера Версия для печати

Если я скажу, что катался на аппарате, развивающим до 60 км/ч, у которого полностью закапотированный мотор с принудительным воздушным охлаждением, вариаторная трансмиссия, оба тормозных рычага установлены на руле, и вдобавок хреновенькие подвески, то большинство решит, что речь идёт о скутере. Ан нет – это единственный в своём роде серийный полноприводный двухколёсный мотоцикл…

Вообще, имя «Рокон» (Rokon) специалистам хорошо известно – ведь это не вчерашняя однодневка, продающая чуть перелицованных «китайцев» на рынке США, а действительно достойная компания (made in USA) со славной историей. Не ошибусь, если приравняю её к таким грандам американского континента, как Harley-Davidson, Indian и Victory. Последняя, кстати, значительно моложе «Рокона», который был образован в 1959 году. Что удивительно – с момента основания компании к нам эти офф-роудные байки не поставлялись.
Вернёмся к мотоциклу, имеющему описанные выше скутерные черты. Модель Rokon Trail-Braker мало чем отличается от аппарата полувековой давности, и даже рекламный слоган остался старый – ЕДЕТ ВЕЗДЕ. Сегодня существует три модификации, однако все байки построены на одной платформе, различия – в комплектациях.

Rokon Trail-Braker выделяется большими колёсами и колоссальным клиренсом

У тестированной модели «Следопыт» (так переводится название модели) она спереди рычажная подвеска (у других моделей её вообще нет и за комфорт отвечают специально разработанные шины Goodyear Rawhide MT/R. Эта «обувка» производится только для «роконов» на эксклюзивные колёсные диски из алюминиевого сплава. Уникальность не столько в материале, сколько в способности внутри везти по 15 литров воды или бензина. Если же ничего не заливать, то воздух внутри дисков и шин большого объёма обеспечивает мотоциклу плавучесть на воде. Правда, мотоцикл сам не плывёт с седоком за рулём, как хотелось бы, но с ним при желании можно форсировать реку, поддерживая аппарат рукой.

Колёсные диски – герметичные полые

Однако колёсами и шинами «изюминки» мотоцикла не заканчиваются, а только начинаются. Главная – постоянный полный привод колёс. В мире существует немало схем, но все они громоздки или неудобны. Надо сказать, изобретатель Рокона Чарли Фен запатентовал в начале 50-х действительно неплохую схему. Но прежде чем описывать трансмиссию, следует упомянуть двигатель. Здесь стоит 4-тактный Kohler (тоже made in USA). Его характеристики не пафосны – 172 см3, 6 л.с. К слову с такими же силовыми агрегатами начинали свои шаги первые американские снегоходы и тоже в конце 50-х. То, что мотор от стационарной установки вычисляется по методу запуска – шнуром – что-либо ещё сказать трудно: всё спрятано от глаз (а значит грязи и воды) щитками и кожухами.

4-тактный Kohler от стационарок

Двигатель приводит вариатор (чтобы до него добраться, пришлось снять очередной кожух), но он отличается от применяемого на скутерах, где на ведомом шкиве есть центробежное сцепление. У Rokon’а сцепления нет, его роль играет проскальзывающий ремень на ведущем шкиве, для чего он имеет значительную слабину. Почти треть хода полушкивов расходуется вхолостую, и лишь оставшаяся часть играет роль при изменении передаточного отношения. Да и сам ремень достаточно узкий – всё это обуславливает небольшой диапазон изменения передаточного отношения.

Конструкция вариатора отличается от скутерного

Отчасти недостаток вариатора компенсируется коробкой передач, которая однако, не похожа на мотоциклетную или мопедную. В ней всего три передачи, и переключать их следует на месте. Ещё одна непривычность – включаются передачи методом перемещением шаровой ручки вбок на правой облицовке. На самой быстрой передаче для цивильной езды «Рокон» разгоняется почти до 60 км/ч, а на самой медленной он полёт 1 км/ч. Так нужно для тяжёлого бездорожья или крутых подъёмов.

Рычаг переключения передач выдвигается вбок

Коробка передач объединена с «раздаткой». От неё часть крутящего момента передаётся цепью непосредственно на заднее колесо, а другая часть идёт на «передок». Собственно, привод переднего колеса, которое поворачивается, и является «камнем преткновения» всех полноприводных мотоциклов. Принцип «Рокона» запатентован – в «раздатке» имеется конический редуктор, от которого внутри наклонённой трубы рамы проходит длинный вал. У рулевой колонки установлен сдвоенный карданный шарнир, который собственно позволяет рулю поворачиваться. Обеспечивается очень хороший угол поворота руля – 50 градусов в каждую сторону. Такой угол имеют не все обычные «дорожники». А дальше под передним багажником размещён второй угловой редуктор с обгонной муфтой, от которого цепными передачами (их две, чтобы скомпенсировать работу рычажной вилки) приводится переднее колесо.

Заднее колесо не имеет подвески

Карданный шарнир в рулевой колонке

Цепной привод переднего колеса

Специальный тест с вывешенными на стволе дерева колёсами позволил выявить, что в схеме есть обгонная муфта

Органы управления включают, помимо описанного рычага переключения, тормозные рычаги на руле. Такая схема увеличивает проходимость – педаль заднего тормоза уменьшала бы клиренс и заставляла бы держать правую ногу на подножке. А так удалось применить водительские подножки, похожие на стремена, которые не зафиксированы жёстко, а имеют возможность откидываться назад. Тормозные диски расположены не на колёсах, а на промежуточных валах трансмиссии. Подобные трансмиссионные тормоза сильно уменьшают габариты узлов – диски диаметром буквально с кулак. К тому же, размещённые выше колёс в недрах мотоцикла, они прекрасно защищёны от грязи. Привод тормозов – гидравликой.

Водительские подножки могут откидываться вверх

Трансмиссионный дисковый тормоз

У мотоцикла всё ручное, без автоматики – обогатитель, бензокран, шнуровой запуск. При повороте ключа в замке зажигания ничего не происходит – у модели нет аккумулятора, равно как и контрольных ламп. Указатель уровня топлива – механический, он встроен в крышку бензобака (такая конструкция – не редкость на снегоходах). Но совсем без электрики не обошлось – на правой рукоятке есть кнопка звукового сигнала, а на левой – переключатель света. И ещё кнопка KILL (то-есть «УБЕЙ») – имеется в виду действие двигателем, по-нашему «Стоп-двигатель». Это всё.

Указатель топлива – в пробке бензобака

Упрощенные пульты

Мотоцикл сконструирован так, что его клиренс точно равен радиусу колеса – 380 мм, и ниже труб рамы ничто не выступает. Особенность ходовой части – отсутствие задней подвески, что отчасти компенсируется полнопрофильными шинами с низким давлением (до 0,4 Атм.), а так же амортизатором сиденья. Надо сказать ехать не очень дискомфортно. А вот пассажирское сиденье жёсткое.
На ходу мотоцикл вполне адекватный, если конечно за рулём не спортбайкеры, не городские прошиватели пробок, не пафосные любители кастомов и даже не любители внедорожного «отжига». Последних разочаруют параметры подвесок и двигателя. «Следопыт» придётся по вкусу тем, кто озабочен проездом от точки «А» до «Б» невзирая на отсутствие дорог и мостов. Или профессионалам в качестве казённого транспорта – лесникам, егерям, работникам заповедников, МЧСникам. Думаю, их не остановит тот фактор, который не даёт хода «роконам» в глубинке – цена. Её даже приводить не хочется, чтобы не портить позитив от знакомства с экзотичным культовым аппаратом. Для кого это не праздный интерес – посмотрите на сайте www.rokon-center.ru.

«Рокон» рулится совершенно адекватно

И препятствия переезжает свободно

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ROKON TRAIL-BRAKER

Сухая масса, кг 94
База, мм 1295
Высота по седлу, мм 760
Объём бензобака, л 10
Двигатель 1/4Т
Рабочий объём, см3 172
Макс. мощность, л. с. при об/мин 6,0/4000
Система охлаждения воздушное принудительное
Система питания карбюратор
Система запуска ручная
Трансмиссия вариатор, 3-ступ. КПП с «раздаткой»
Привод колёс карданный вал, цепи
Тип привода 2WD, пост. включение с обгонной муфтой
Рама стальная, сварная
Передняя подвеска рычажная вилка
Задняя подвеска отсутствует
Передний тормоз диск Ø 140 мм в трансмиссии, гидропривод
Задний тормоз диск Ø 140 мм в трансмиссии, гидропривод
Переднее колесо 5,9-15
Заднее колесо 5,9-15

Тест организован редакцией журнала «МотоЭксперт»