СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 24.04.2017

Полвека союзу мотора и педалей Часть 2. АГОНИЯ РУССОРОЛЛЕРОВ. Продолжение

Автор: Иван Ксенофонтов, фото из архива автора
20.11.2012
Полвека союзу мотора и педалей Часть 2. АГОНИЯ РУССОРОЛЛЕРОВ. Продолжение Версия для печати

Продолжим рассказ о «совкопедах» (начало 2 части).

Год 1999 продемонстрировал сильнейший всплеск интереса к 50-кубовым, при том, что их фактический выпуск был мизерным, особенно после кризиса 98-го. В этот год на рынке ещё оставалась техника старых производителей (РМЗ, ЛМЗ и ЗиФ из Пензы), присутствовали новые («Северный завод», ММВЗ, ЗиД и ТМЗ), и были на подходе ижевчане («Ижмаш-Мото») и полянцы («Молот»).

Рекламный проспект 1999 года.

Важной вехой стало появление Вятско-Полянского «Молота». Точнее сказать – возвращение: это оборонное предприятие уже «засветилось» мотороллерами «Вятка», выпускавшимися с 1957 по 1979 годы. И вот новый выход на сцену, теперь уже в младшей кубатурной категории. Дело в том, что на излёте СССР в 80-х у бывших партнёров по соцлагерю ГДР была закуплена лицензия на производство 50- и 70-кубовых двигателей «Симсон» (Simson). Эта прославленная марка имела свою славную историю, и машинки были неплохи на общеевропейском уровне. Хотя купленная конструкция была разработана в 70-х, всё равно, она была неплоха, даже сранивая с более соременным зидовским мотором.
Осваивать лицензию в Вятских Полянах поручили конструкторам во главе с Петром Фёдоровым – он в своё время занимался «Вяткой». Моторы скопировали «в ноль» без каких-либо упрощений и адаптации к «имеющимся возможностям». То есть двигатель выпустили под «их» оригинальным стандартам и чертежам, без перевода в принятую в СССР систему ЕСКД – за одно это можно конструкторам памятник при жизни поставить. В 1999 году была выпущена установочная партия в 500 штук – такого количества хватило для того, чтобы на других заводах стали примерять новые ВП-50 в свои перспективные разработки. И в первую очередь этим занялся «Ижмаш-Мото».

1999 Мотор ВП-50: 49,9 см3, 3,5 л.с. Электростартера, раздельной смазки и лепесткового клапана не было, зато в активе, 4 передачи и отработанная немцами годами конструкция – а значит надёжность. Мотор легко «раскручивался» до 70 км/ч.

Ну, а сами «полянцы» тоже не упустили шанс – под свой мотор быстренько спроектировали ходовую часть, к слову точно не копировавшую ни одну модель «Симсонов» (по общей компоновке ближе всего была модель SR50 начала 90-х). Получился некий гибрид под именем «Стриж» – мотожурналисты ломали голову, к какому классу его отнести: мокику, скутеретте, скутеру? Ведь у машинки мотор – без принудительного охлаждения и вариатора. В итоге назвали минироллером, как и тульский «Фрегат». Были ещё оригинальности – передний дисковый тормоз с тросовым приводом. Первая партия сертификацию не прошла – люфтил руль, слабыми оказались рама и тормоза. Однако роллеры довели «до ума», и они пошла в продажу, машинки из первой партии в 2000-ом уходили «со свистом» за 4725 рублей. Мне удалось прокатиться на таком аппарате – честно говоря, был шокирован своеобразной посадкой (как на унитазе) и неудобством запуска и управления, зато подвески были роскошные, мотор порадовал тяговитостью, а «максималка» зашкаливала за 70.

1999 Минироллер «Стриж»: 3,5 л.с., 4 передачи, 75 кг, бак 6 л., 10-дюймовые колёса, подвески с гидравликой
1999 Минироллер «Стриж», несмотря на небольшие габариты, вполне позволял разместиться вдвоём.

Впрочем, Ижевчане со своими 50-кубовыми тоже не «с Луны свалились». Там с середины 90-х экспериментировали, но многотысячный выпуск основной продукции – мотоциклов ИЖ, не давал свободы. Однако падение спроса на «большие» ИЖи, а позже кризис развязали руки и заводчане, как и положено утопающим, хватались за любую соломинку.

1997 Иж-50 Man Style: 1,8 л.с., 2 передачи, 74 кг, бак 6 л. Мокик имел оба дисковых тормоза, вилку-«перевёртыш».
1997 Иж «Мини». Концептуальная разработка мопеда будущего с множеством оригинальных решений. Рама складывалась пополам, руль и сиденье регулировались по высоте. Применялся 2-скоростной 50-кубовый двигатель V-50.
1997 Маленький спортивный аппаратец для детей Иж-50 «Кросс» с мотором Д-8М.
1999 Иж Flash – попытка построить скутер с тайваньским мотором.

Много было разговоров о мотовелосипеде «Ижик», его реально готовили к производству. Впрочем, это был вовсе не мотовелосипед – установленный двигатель от ковровской «Птахи» запускался кик-стартером. Была 2-ступенчатая коробка передач, рабочий объём составлял 36 «кубов». В то же время колёса, тормоза и сиденье применялись велосипедные.
Также много работали над концептом мокика Иж-С50, сочетавшего внешность спорт-байка и дорожного мотоцикла. В нём пространственная рама типа «птичья клетка», с подвешенным силовым агрегатом ВП-50, задний моноамортизатор с прогрессивной характеристикой и хищный спортивный силуэт а-ля «Дукати». Мощная передняя вилка была разработана на базе ямаховской лицензионной для ижевских мотоциклов, а задний моноамортизатор унифицирован с автомобильным от «Иж-2126».

1999 «Ижик» с мотором от зидовской «Птахи»: 1,5 л.с., 2 передачи, 30 км/ч.
1999 Иж-С50 2.672 с вятско-полянским мотором: 3,5 л.с., 4 передачи, 72 кг, колёса 16", бак 6 л.
Над дизайном мокика серьёзно поработали.

Ещё одно событие, с первого взгляда малозаметное на фоне триумфального парада новинок 50-кубовых Росмотопрома, произошло в 1999 году. А именно – отказ иранской компании JMK, много лет сотрудничавшей с ЗиДом, от импорта двухтактной техники. Выход предложили сами иранцы – поставлять им только ходовые от «Пилотов», куда те будут вставлять 80-кубовые четырехтактные моторы китайской сборки. И ковровчане решили сами попробовать, тем более что иранцы привезли такие агрегаты. Два мокика с переработанной рамой, в порядке эксперимента, испытатели катали по Коврову. Пригласили и журналистов из «Мото» – так я познакомился с «кабовским» мотором. Все были в восторге от прекрасной тяги двигателя и отсутствия дыма, четырехступенчатой коробки, экономичности, возможности заливать в бак чистый бензин.
Это было начало глобального «окитаивания» нашего рынка, которое уже через несколько лет поставит жирный крест на всей нашей мотопромышленности. А вот поведёт ли к новым горизонтам? – об этом читайте в 3-ей части материала…

Эта маленькая заметка в «Мото» №6 1999 года была предвестником гибели отечественного Мотопрома и тотального «окитаивания» рынка России.

(окончание в следующем выпуске)
Материал не претендует на 100-процентный охват всех моделей мотозаводов, указанные даты не всегда достоверны, поскольку нередко разнятся у разных источников. При подготовке материала использованы архивные фото автора, публикации в «Энциклопедии мотоциклов» (изд-во «За рулём» 2003 г.), в журналах «За рулём» и «Мото». А также материалы с сайтов www.mopedmuseum.ru, www.i-design-izh.ru .

Дополнительно по теме: