СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 24.04.2017

Полвека союзу мотора и педалей. Часть 3. Продолжение

Автор: Иван Ксенофонтов, фото из архива автора
26.11.2012
Полвека союзу мотора и педалей. Часть 3. Продолжение Версия для печати

Окончание. Начало 3 части У 2005 года своя «фишка» – робко пошли китайцы. «Первыми ласточками» на нашем рынке оказались: «Ирбис», БМ («Балтмоторс» из Калининграда), «Регги», «Патрон» («Уральская мотоциклетная компания» из Ижевска), «Дефиант» с Украины. Однако это совсем другая история…
Если я когда-то соберусь писать историю Мотопрома России касательно 50-кубовых, и включу туда все материалы, то выйдет многотомное произведение. Один из томов, посвящённый году 2007, прочитать будет недолго, ведь он будет состоять из двух слов и точки: «Бобик сдох».
А том про 2008 год включу свой репортаж с завода, куда как-то заехал по старой памяти.

ЗИД: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

«Немногим более года назад, в феврале было полностью ликвидировано СКБ (Специальное конструкторское бюро), аккурат отпраздновавшее свое 50-летие. Именно СКБ готовило к производству все серийные модели, разрабатывало спортивные и перспективные. В немалых размеров 4-этажном здании размещалось два цеха со всевозможными станками, бюро дорожных испытаний, всевозможные стенды (как моторные «Шенк», так для отдельных агрегатов, тормозные барабаны), и, конечно, обширное конструкторское бюро. Был архив и музей серийной и опытной продукции. В одночасье все переменилось – за две недели здание полностью очистили от «хлама» – камаз за камазом вывозили нажитое годами на городскую свалку, был уничтожен архив и почти полностью музей. Людей которые не уволились, и остатки КБ перевели в один из пустующих «военных» цехов завода и назвали это ПКЦ – Проектный Конструкторский Центр. Здесь, помимо мототематики, занимаются другим ширпотребом, особенно никому не нужным и, в первую очередь, руководству предприятия.
Подходим к огромному старому знанию, на углу маленькая табличка «цех № 11, проход через подвал». Длинный темный коридор выходит к обшарпанной лестнице, поднимаемся на второй этаж ведомые наклеенными на стену бумажными стрелками с надписью ПКЦ. Кругом распахнутые двери с уходящими в темноту пустующими цехами (раньше тут делали ПТУРСы), однако их отапливают. Накладные расходы, надо думать, тоже ложатся на мотопроизводство.
Если кто-то, покупая продукцию ЗиД, (а теперь «Лифан-ЗиД») вспоминает былую мощь завода, некогда выпускавшего сотни тысяч аппаратов в год, и имевший свой модельный ряд от 36 до 200 см3 на 2-, 3- и 4-колесах, и думает, что вся это мощь ныне сосредоточена на сборке и доводке китайских изделий, то этот человек сильно заблуждается. Нет былой мощи, на сборке «китайцев» трудится 8 человек, испытывает их один (еще недавно было 12 испытателей и 3 инженера). Не осталось ни одного станка, даже «наждака». Всего от СКБ осталось около 40 человек, и их ряды постоянно редеют»...

Под конец статьи, чтобы он не был таким грустным, расскажу о самой, пожалуй, курьёзной разработке в истории Мотопрома. Когда дела в мотопроизводстве ЗиДа были настолько плохи, что готовы были строить всё, что угодно, лишь бы получить наличные, в СКБ обратились товарищи из С.-Петербурга. И попросили реализовать свою давнишнюю идею – построить двойной мопед, чтобы можно было ехать с пассажиром, и при этом не заботиться об удержании равновесия (идеальный вариант для нетрезвых водителей – на «полтинник ведь «прав» не надо). За основу взяли «Пилот», использовав ряд узлов от своего мотовездехода «Тарпан». Особенно оригинальной получилась передняя подвеска – независимая, на продольных рычагах. Такого в мире ни у кого не было, как и способ «фиксации» пассажира – держась за руль мотоциклетного типа. Аппарат, наречённый без особой фантазии «Двойным» заказчик забрал, щедро расплатившись, и увёз в Питер. Дальнейшая судьба «Двойного», к сожалению, не прослеживается, как и всего некогда могущественного Мотопрома…

«Двойной» – последняя фантазия зидовских конструкторов

Материал не претендует на 100-процентный охват всех моделей мотозаводов, указанные даты не всегда достоверны, поскольку нередко разнятся у разных источников. При подготовке материала использованы архивные фото автора, публикации в каталогах «Мир мотоциклов» и «Активный отдых» изд-ва «За рулём», в журнале «Мото», книге «M1NSK. 60 лет успеха».

Дополнительно по теме: