СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 24.04.2017

Лидер второго плана. Часть 2

Автор: Иван Ксенофонтов, фото из архива автора и журнала «Мото»
10.07.2013
Лидер второго плана. Часть 2 Версия для печати

Самый западный мотозавод СССР – Львовский, на Украине. В своё время он был №2 в СССР, уступая по объёму производства и конструкторскому потенциалу лишь Рижской «Саркана Звайгзне». Завод был одним из крупнейших в Европе, на котором в «золотых семидесятых» годовой выпуск мопедов доходил до четверти миллиона, а «под занавес» их общее число составило 3 миллиона. Распад советской империи лишил предприятие поставщиков и разрушил устоявшийся десятилетиями рынок. Мотопроизводство на заводе прекратилось в 1995 году, однако львовские мопеды до сих пор можно встретить на дорогах...

Продолжение. Начало в прошлом выпуске

1970 МП-048 «Верховина-3»

Этой новинкой, официально получившая имя живописной гористой местности в Карпатах, Львовские конструкторы отчитались в юбилейный для страны год 100-летия В.И. Ленина. «Верховина-3» оказалась очень схожа с популярной «Ригой-4», несколько лет производившейся латвийским заводом «Саркана Звайгзне», законодателем мопедной моды в СССР. Самыми заметными новшествами стали применение 16-дюймовых колёс с более широкими шинами и уменьшение глубины крыльев. Инструментальные бардачки гармоничнее вписались в дизайн, переехав в проём между седлом и баком. Вместо магдино в двигателе Ш-51К стали устанавливать генератор с выносной катушкой зажигания, что повысило надёжность системы зажигания. По сравнению с предшествовавшей моделью МП-046, уменьшилась ёмкость бензобака, возросла на 2 кг масса мопеда, седло лишилось возможности регулировки по высоте. Новой формы ба позволял перевозить на нём до 15 кг груза.
«Верховина-3» получила широкое признание советских покупателей , она участвовала на международных выставках и ярмарках товаров народного потребления, неоднократно демонстрировалась на ВДНХ СССР.

«Верховина-3» (МП-048), один из самых распространённых мопедов: двигатель Ш-51К (49,8 см3, 2,0 л.с. при 5100 об/мин), сухая масса 51 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 5,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 50 км/ч.

1971 МП-048Т «Турист»

Модификация «Верховины-3» предназначалась для любителей путешествовать – в штатную комплектацию входили высокий ветровой щиток и съёмные боковые багажные полки, к которым крепились также входившие в комплект сумки.

МП-048Т «Турист»: двигатель Ш-51К (49,8 см3, 2,0 л.с. при 5100 об/мин), сухая масса 51 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 5,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 50 км/ч

1972 ЛМЗ-2.152 «Верховина-4»

С этой модели все мопеды завода стали обозначать стандартизированным шифром. Главное отличие от предшествовавших моделей – модернизированный двигатель Ш-57, мощность которого возросла до 2.2 л.с. Рёбра охлаждения стали менее округлыми и возросла их поверхность, воздушный фильтр стал бумажным, значительно увеличился в размерах глушитель. К тому же у нового силового агрегата появился встроенный редуктор спидометра. Внешность мопеда изменилась мало, главным новведением стало более основательное удлинённое сиденье с местом для инструмента под ним, обширнее стал багажник. В экспортном исполнении на боковинах бака появились хромированные накладки, также покрыли хромом трубы крепления переднего крыла, на котором на эмблеме изобразили льва – символа, входящего в гербы города и Львовской области.

ЛМЗ-2.152 «Верховина-4»: двигатель Ш-57 (49,8 см3, 2,2 л.с. при 5300 об/мин), сухая масса 52 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 5,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 50 км/ч.

1974 ЛМЗ-2.154 «Автоматик»

Единственная модель мопеда с вариатором в СССР. Конструкция была отработана ВНИИМотопромом и испытана на мопедах «Селена». Экспериментальный двигатель ВКР-53 по деталям цилиндро-поршневой группы не отличался от шауляйских моторов серии «Ш». Крутящий момент от ведомого шкива клиноремённого вариатора к заднему колесу передавался цепной передачей. Запуск двигателя осуществлялся педалями. Основой мопеда послужила серийная «Верховина-4». Во Львове и Львовской области было продано около двух сотен ЛМЗ-2.154 и, хотя особых нареканий не было, в серию мопеды так и не пошли.

Единственный вариаторный мопед в СССР ЛМЗ-2.154 «Автоматик»: двигатель ВКР-53 (49,8 см3, 2,2 л.с. при 5300 об/мин), сухая масса 53 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 5,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 55 км/ч.

1975 ЛМЗ-2.153 «Верховина-5»

Главное отличие нового мопеда – исчез проём между баком и сиденьем, тем самым внешне «Верховина-5» стала похоже на мини мотоцикл. Значительным для мопеда стал объём бензобака (7,5 л), теперь на одной заправке можно было проехать до 340 км. Стал выше руль, как на модных в то время в СССР самоделках класса «чоппер», в декоративном оформлении использовали много хрома – им покрывали, помимо руля и ободов колёс, крылья, багажник, трубы крепления переднего крыла. Применили накладки из металлизированной пластмассы. Мопед – всё ещё с педальным запуском мотора Ш-57, прибавил в весе на 2,5 кг, хотя конструкторы несколько уменьшили глушитель.

На ЛМЗ-2.153 «Верховина-5» сиденье «срослось» с баком: двигатель Ш-57 (49,8 см3, 2,2 л.с. при 5300 об/мин), сухая масса 54,5 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,5 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 50 км/ч.

1977 ЛМЗ-2.158 «Верховина-6»

В юбилейный для страны год 50-летия Советской власти, ЛМЗ подготовил принципиальную новинку. «Верховина-6» ознаменовала переход в иную категорию – мокик (другое название – микромотоцикл), поскольку новый шяуляйский мотор Ш-58 получил запуск кик-стартером. Соответственно, появились подножки и педаль тормоза заднего колеса. Переключение передач осталось прежнее – поворотной левой ручкой на руле. В остальном модель практически не изменилась, разве что опять «подрос» в длину глушитель.
В 1978 году именно «Верховина-6» разменяла второй миллион мотопродукции ЛМЗ. Экспорт осуществлялся в ПНР, ЧССР, ВНР, НРБ, Бангладеш, Афганистан и даже в ФРГ. Выпуск превышал 220 000 тысяч в год.

У мотора наконец появился кик-стартер, и ЛМЗ-2.158 «Верховина-6» стала микро-мотоциклом или попросту мокиком: двигатель Ш-58 (49,8 см3, 2,2 л.с. при 5300 об/мин), сухая масса 53,5 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,5 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 50 км/ч.

1978 ЛМЗ-2.158С «Верховина-6 Спорт»

Спортивная модификация для молодёжи отличалась от базовой модели «верхними» глушителем и передним крылом, рулём с перемычкой, сумкой на баке для карты и отсутствием багажника.

ЛМЗ-2.158С «Верховина-6 Спорт» – мокик, как бы сейчас сказали, «в стиле эндуро»: двигатель Ш-58 (49,8 см3, 2,2 л.с. при 5300 об/мин), сухая масса 53,5 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,5 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 50 км/ч.

1978 ЛМЗ-2.158Т «Верховина-6 Турист»

Для поездок за город людям среднего и старшего возраста предназначалась туристическая модификация со штатным ветровым щитком и двумя вместительными боковыми багажными сумками, укрепленными на специальном багажнике.

ЛМЗ-2.158Т «Верховина-6 Турист»: двигатель Ш-58 (49,8 см3, 2,2 л.с. при 5300 об/мин), сухая масса 53,5 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,5 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 50 км/ч.

1981 ЛМЗ-2.159 «Верховина-7»

Обновление модели заключалось, прежде всего, в установке модернизированного двигателя Ш-62 с бесконтактной электронной системой зажигания, более мощным генератором (45 Вт вместо 18-ти при напряжении 6 В) и новым карбюратором К-60В с пусковой воздушной заслонкой. Конструкторы специально незначительно снизили мощность двигателя – чтобы максимальная скорость не превышала 40 км/час (по требованиям ПДД тех лет, если «максималка» превышала это значение, требовались «права»). Внешне мокик немного преобразился благодаря новой фаре, заднему фонарю со стоп-сигналом и блоку контрольных приборов, вынесенных на руль.

ЛМЗ-2.159 «Верховина-7»: двигатель Ш-62 (49,8 см3, 2,0 л.с. при 5000 об/мин), сухая масса 55 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 40 км/ч.

1982 ЛМЗ-2.160 «Карпаты»

Мокик с новым названием стал шестнадцатой серийной моделью завода. Его оснащали двигателями Ш58 или модернизированным Ш62 шяуляйского завода «Вайрас». В разработке дизайна принял участие Ленинградский филиал института технической эстетики (ВНИИТЭ), и новая машина разительно отличались от прежних. Облик «Карпат» теперь повторял мотоциклетный, для чего была радикально переработана хребтовая рама. Примечательно, что в этом плане ЛМЗ обошёл своего конкурента, рижскую «Саркане Звайгзне», где подобного вида модель появилась лишь в 1985 году («Дельта»). Бензобак своей формой и круглыми нигрипсами напоминал «пэ-эсовский» – популярного в СССР в те годы оспортивленного мотоцикла «ИЖ-Планета Спорт». Также в стиле ИЖ-ПС стал глушитель, лишившийся обратного конуса. Высоковольтный трансформатор и БКС (блок «коммутатор-стабилизатор») были закрыты боковыми кожухами. Привлекательность мокику добавляли большое число хромированных деталей и окраска в яркие цвета – красный, желтый, оранжевый и др. Конструкторы повысили надёжность и долговечность – теперь гарантийный пробег составил 8000 км, а ресурс до первого капремонта – 18 000 км.

ЛМЗ-2.160 «Карпаты»: двигатель Ш-62 (49,8 см3, 2,0 л.с. при 5400 об/мин), сухая масса 56,5 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 40 км/ч.

1983 ЛМЗ-2.160С «Карпаты-Спорт»

Спортивная модификация для молодёжи продолжила концепцию, заложенную 5 лет назад «Верховинаой-6 Спорт»: поднятые глушитель и щитки колёс, руль с перемычкой, подобный кроссовому. Только выполнено всё было на новой платформе «Карпат». Кроме того, для удобства приподнимать мокик сзади, за сиденьем расположили ручку-бугель, применены шины повышенной проходимости. Усовершенствованный мотор Ш-62М получил слегка увеличенный крутящий момент (0,31 кг.м вместо 0,28). Вся штатная светотехника сохранилась, как и ограниченная максимальная скорость 40 км/ч.

ЛМЗ-2.160С «Карпаты-Спорт»: двигатель Ш-62М (49,8 см3, 2,0 л.с. при 5400 об/мин), сухая масса 55,5 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 40 км/ч.

1984 ЛМЗ-2.160Л «Карпаты-Люкс»

«Люксовая», как следует из названия, модификация впервые в СССР оборудовалась литыми колёсами, также появились указатели поворотов. У модернизированного двигателя V-50 из Шяуляя при прежних значениях крутящего момента и мощности (1,6-2,0 л.с. при 4800-5200 об/мин), были переработаны практически все узлы и детали (в том числе перешли на 3-дисковое сцепление), что повысило надёжность и долговечность агрегата. В дальнейшем рассчитывали в конструкцию этого мотора ввести пластинчатый клапан на впуске, сделать модификации с жидкостным и принудительным воздушным охлаждением (для скутера) и ножное переключение передач. Однако только последнее новшество было реализовано на последовавшей модификации V-501.

ЛМЗ-2.160Л «Карпаты-Люкс»: двигатель V-50 (49,8 см3, 1,8 л.с. при 5000 об/мин), , грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 40 км/ч.

1984 ЛМЗ-2.160Л «Карпаты-Турист»

Туристическая модификация «Карпат» с отработанной на ранних моделях «Турист» (1971 г.) и «Верховина-6 Турист» (1986 г.) комплектацией ветровым щитком и двумя боковыми багажными сумками, укрепленными на специальном багажнике.

ЛМЗ-2.160Л «Карпаты-Турист»: двигатель V-50 (49,8 см3, 1,8 л.с. при 5000 об/мин), грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 40 км/ч.

1984 ЛМЗ-2.170 «Львов»

Экспериментальная модель микромотоцикла оборудовалась двигателем перспективного семейства «Б» (49 см3, 3,5 л.с.), который ещё не производился. Из особенностей мотоцикла – литые колёса, двухместное сиденье и прямоугольная фара. Только последнее новшество было позже внедрено на модели «Карпаты-2».

Экспериментальные модели: ЛМЗ-2.170 «Львов» (вверху) и разработка ленинградского филиала ВНИИТЭ (внизу). У обеих моделей новый двигатель и литые колёса.

1986 ЛМЗ-2.161 «Карпаты-2»

У модификации популярного мокика слегка изменилась форма бака и боковых закрытий, пластиковая фара получила прямоугольный рассеиватель. На литовском «Вайрасе» модернизировали двигатель – теперь у V-501 появилось ножное управление коробкой передач (правда, этих моторов не хватало, и часть машин комплектовалась V-50 с ручным переключением). За исключением некоторых деталей, мокик по своей конструкции и параметрам был практически аналогичен «Дельте» Рижского мотозавода.
«Карпаты-2» стали последней базовой серийной моделью ЛМЗ, она выпускалась до 1995 года. В начале 90-х, из-за проблем с поставкой двигателей от «Вайраса», оказавшегося теперь в другом государстве, часть «Карпат» комплектовалась польскими моторами Dezamet. Конструктивно они мало чем отличались от моторов серий «Ш» и «V».

ЛМЗ-2.161 «Карпаты-2»: двигатель V-501 (49,8 см3, 1,8 л.с. при 4800 об/мин), сухая масса 55 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 40 км/ч.

1986 ЛМЗ-2.161С «Карпаты-2 Спорт»

Спортивная модификация с такой же комплектацией, как у более ранних «Карпат-Спорт», только выполненная на базе «Карпат-2». Применены прямоугольная фара и модернизированный двигатель V-501 с ножным переключением передач.

ЛМЗ-2.161С «Карпаты-2 Спорт»: двигатель V-501 (49,8 см3, 1,8 л.с. при 5000 об/мин), сухая масса 55 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 40 км/ч.

1987 ЛМЗ-2.161Л «Карпаты-2 Люкс»

Эта модификация, по сравнению с базовой моделью, получила указатели поворотов.

Последний серийный мокик ЛМЗ-2.161Л «Карпаты-2 Люкс»: двигатель V-501 (49,8 см3, 1,8 л.с. при 4800 об/мин), сухая масса 55 кг, грузоподъемность 100 кг, ёмкость бензобака 7,0 л, колёса 2,50-16", максимальная скорость 40 км/ч.

1989 ЛМЗ-2.752

Кроссовый мокик для детско-юношеских спортивный школ имел черты «настоящего» кроссового мотоцикла. Электрооборудование и спидометр отсутствовали, были увеличены хода подвесок и диаметр переднего колеса, применена внедорожная резина и предусмотрены таблички для стартовых номеров. В 1989 году было изготовлено около пятисот таких машин, в розничную продажу они не поступали.

ЛМЗ-2.752 – кроссовый мокик для детско-юношеских спортивный школ.

1989 ЛМЗ-3.252 «Спидвей-125Ю»

Единственная в истории завода машина кубатуры «125». Мотоцикл для юниорских гонок по гаревой дорожке (спидвея) имел специально разработанную раму, учитывающую особенности данного вида спорта. От мокиков завода использовались колёса, сиденье, заднее крыло. Двигатель – ММВЗ-3.112 от минских мотоциклов. В 1989 году изготовили 151 такую машину.

ЛМЗ-3.252 «Спидвей-125Ю» с мотором от 125-кубового «Минска».

1990 ЛМЗ-2.164 «Львов»

Экспериментальная модель с радикально переработанным дизайном. А вот нового двигателя не нашлось – лицензионный «Симсон» ещё не был освоен, как и перспективные разработки ВНИИмотопрома. Дальше же использовать устаревшие во всех планах Шяуляйские моторы, равно как и польский Dezamet было нецелесообразно.

1990 Экспериментальный ЛМЗ-2.164 «Львов»
Ещё одна опытная разработка начала 90-х, но внедрить её завод не успел…

Материал не претендует на 100-процентный охват всех моделей Львовского мотозавода, указанные даты не всегда достоверны, поскольку нередко разнятся у разных источников. При подготовке материала использованы архивные фото автора, публикации в «Энциклопедии мотоциклов» (изд-во «За рулём», 2003 г.), в журналах «За рулём», «Мото», «Мотоэксперт». А также материалы с сайтов www.motori.ua, http://rusmoped.ucoz.ru, www.dyr4ik.ru, www.mopedmuseum.ru и www.mopedist.ru. Особая благодарность Владимиру Мячину (Витебск, «Музей мопедов») и Владимиру Андрееву (Москва, «Музей индустриальной культуры»).

Расширенная авторская версия материала, опубликованного в «Мото» №7 2013.

Дополнительно по теме: